Постановление правительства о заключении срочных договоров: образец 2024 года

На основании поступающих обращений в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает.

Согласно положениям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

При этом Закон N 44-ФЗ содержит положения, позволяющие изменять условия заключенных контрактов на выполнение строительных работ.

Пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменить существенные условия контракта на выполнение строительных работ (в том числе цену контракта), если такой контракт заключен на срок не менее одного года, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации. При этом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.

По итогам анализа динамики изменения цен строительных ресурсов в период с ноября 2020 года на территории Российской Федерации отмечен существенный рост стоимости строительных ресурсов.

С целью поддержки заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях в связи с ростом стоимости строительных ресурсов в 2021 году постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г.

N 1812 и от 31 декабря 2021 г. N 2594) (далее — Постановление N 1315) установлена возможность изменять цену действующего контракта (не более чем на 30%) стоимостью более 1 млн.

руб., заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд до 1 января 2023 г., предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с ростом цен на строительные ресурсы, в том числе в рамках исполнения государственного оборонного заказа.

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 112 Закона N 44-ФЗ, позволяющими в 2021 и 2023 годах применять положения пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в Постановление N 1315 внесены изменения, согласно которым установлена возможность применения положений Постановления N 1315 к контрактам, которые заключены на срок менее одного года.

При этом для контрактов, цена которых превышает 100 млн. рублей, изменения возможны только после проведения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости, которая осуществляется в сокращенные сроки (до 14 дней).

Постановлением N 1315 также рекомендовано высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным администрациям с учетом положений Постановления N 1315 принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству и который заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно.

Также рекомендовано юридическим лицам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при изменении (увеличении) цены договора учитывать положения Постановления N 1315.

Следует отметить, что пунктом 45(14) Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Постановление N 145), установлен порядок проведения повторной государственной экспертизы проектной документации объектов в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении контракта, в случае принятия Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией решения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн.

рублей и более, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенного до 1 января 2023 г., в отношении объектов, указанных в пункте 2 Постановления N 145.

Обоснование изменения цены контракта осуществляется согласно порядку, установленному Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр (в редакции приказов Минстроя России от 21 июля 2021 г.

N 500/пр и от 7 октября 2021 г. N 728/пр) (далее — Методика N 841/пр), согласно которой также установлена возможность заказчика пересчитать смету контракта по выполненным и принятым заказчиком работам в 2021 году.

Особое внимание уделено контрактам, срок исполнения которых заканчивался в 2021 году.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2594 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление N 2594) внесены изменения в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г.

N 368 (далее — Правила), которыми установлена возможность изменять условия концессионного соглашения, в соответствии с которым увеличивается размер расходов концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы, без изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, при условии, что указанное увеличение не приведет к увеличению размера расходов, установленных концессионным соглашением, более чем на 30 процентов. При этом изменение условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии, объекты газоснабжения, объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, по основанию, установленному подпунктом «к» пункта 2 Правил, не допускается.

В случае, если расходы в результате их увеличения превысят 1 млрд. рублей, заявление подлежит рассмотрению Федеральной антимонопольной службой либо по поручению Службы ее территориальным органом.

Наличие положительного заключения повторной государственной экспертизы проектной документации объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) о достоверности определения сметной стоимости строительства обязательно.

Благодаря изменениям, которые внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 «Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом» (в редакции постановления N 2594), возможно не применять штрафные санкции к подрядным организациям с даты заключения контракта до даты представления подрядчиком предложения об изменении условий контракта с приложением обосновывающих информации и документов.

Мнение эксперта
Морозов Алексей Юрьевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

Основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является заключение дополнительного соглашения об увеличении цены контракта в соответствии с положениями Постановления N 1315.

Для реализации долгосрочных контрактов Правительством Российской Федерации внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 г. N 1071 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении от имени Российской Федерации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств», в соответствии с которым государственным заказчикам предоставлена возможность заключать дополнительные соглашения в случае, если объемы обязательств по оплате контракта превышают объемы лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчиков на соответствующие цели.

В соответствии с частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона N 44-ФЗ предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (далее — Комплексный контракт).

Правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации».

В соответствии с частью 55 статьи 112 Закона N 44-ФЗ основанием для заключения Комплексного контракта в отношении конкретного объекта капитального строительства является включение такого объекта в перечень объектов капитального строительства, предметом реализации которых может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Такие перечни утверждаются Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями в отношении объектов федеральной собственности, региональной собственности и муниципальной собственности соответственно до 1 января 2024 года.

Порядок определения начальной (максимальной) цены комплексного контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта установлены приказом Минстроя России от 30 марта 2020 г. N 175/пр «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, включенного в перечни объектов капитального строительства, утвержденных Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта, порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Методика N 175/пр) (зарегистрирован в Минюсте России 20 апреля 2020 г. N 58135).

С учетом изложенного, возможность изменения цены Комплексного контракта в части изменения цены по проектным и изыскательским работам объектов капитального строительства, Постановлением N 1315 не предусмотрена.

При этом в отношении сметы Комплексного контракта на выполнение работ по строительству, составленной в соответствии с Методикой N 175/пр, допускается корректировка цены контракта в порядке, предусмотренном Постановлением N 1315 и Методикой N 841/пр.

к содержанию ↑

Постановление правительства о заключении срочных договоров: образец 2023 года

Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2021 г. № 2024
«О правилах казначейского сопровождения»

Правила казначейского сопровождения ГОСЗАКАЗА и ГОСОБОРОНЗАКАЗА в 2023 году

Чем отличается казначейское сопровождение ГОС и ГОЗ в 2023 году от 2021 года

Во-первых, казначейское сопровождение теперь распространяется на:
а) государственные (муниципальные) контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;
б) соглашения о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 БК РФ, договоры о предоставлении взносов в уставные капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц;
в) контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения которых являются средства, указанные в п. «а» и «б» (цепочка кооперации).

г) концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) и их кооперацию, если предусмотрены требования об осуществлении казначейского сопровождения.

С 28 мая 2023 года существенно упрощены расчеты по госконтрактам. Увеличена с 600 тыс. до 5 млн. рублей цена договора, предусматривающая обязательность открытия лицевого счета в ТОФК. Подробнее от том, в отношении каких контрактов в 2023 году проводится казначейское сопровождение здесь. Как открыть лицевой счет, а затем платить здесь.

Во-вторых, появились новые понятия:
Вместо одного лицевого счета неучастника бюджетного процесса два счета:
— казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами получателей средств из бюджета;
— казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения.

Базовое казначейское сопровождение – режим работы лицевого счета с минимальным набором ограничений, установленных пунктом 3 статьи 242.23 БК РФ и Постановлением № 2024 от 24.11.2021г.

Бюджетный мониторинг — деятельность Федерального казначейства по своевременному предупреждению и предотвращению финансовых нарушений участников системы казначейских платежей.

В-третьих, появился целый раздел, посвященный расширенному казначейскому сопровождению ( с жесткими проверками).

Кто попадает под расширенное казначейское сопровождение, в чем оно заключается, последствия проверок здесь.

Как казначейство проводит анализ экономической обоснованности затрат здесь.

В-четвертых, казначейское сопровождение простого Госзаказа стало максимально приближено к сопровождению Гособоронзаказа. В чем это выражается. В том, что в договоре надо прописывать определенные условия работы с лицевым счетом (режим работы счета).

Обязательные условия договора при базовом казначейском сопровождении

Есть нюанс. Из формулировки исчезло окончание: «или в случае полного исполнения договора», имевшееся в Правилах казначейского сопровождения в 2021 году (Постановления № 2106 от 15.12.2020г. и №2153 от 18.12.2020г.). Теперь возместить затраты стало сложнее.

4) на счета, открытые в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации юридическим лицам, заключившим с участником казначейского сопровождения договоры за исключением приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, в целях аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих участникам казначейского сопровождения инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством, в целях приобретения услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами.
Во-вторых, п.10 Постановления № 2024 от 24.11.2021г.:
а) о запрете или отказе в осуществлении операций на лицевом счете при наличии оснований, указанных в пп.

10 и 11 ст. 242.13-1 БК РФ – бюджетный мониторинг, подробнее здесь.

б) о санкционирования расходов в соответствии с Сведениями об операциях с целевыми средствами. Подробнее о санкционировании и о том, как составить Сведения здесь.

;
в) о проведении операций на основании документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (документы-основания);
г) об указании в распоряжениях, договоре, а также в документах-основаниях идентификатора государственного (муниципального) контракта (ИГК).
д) о ведении раздельного учета доходов, затрат, произведенных в целях достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств по каждому договору , подробнее здесь ;
е) о возврате на лицевые счета целевых средств, размещенных на депозитах не позднее 25 декабря текущего года;
ж) о перечислении целевых средств на счета в ЦБ РФ или в банке, при оплате обязательств, предусмотренных пп.

3 п. 3 статьи 242.23 БК РФ, а также обязательств по накладным расходам, связанным с исполнением договора;
з) об особенностях проведения операций по зачислению и списанию целевых средств при применении казначейского обеспечения обязательств.

Помимо базовых условий, есть иные условия при казначейском сопровождении:
— субсидий;
— государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) пп. 2 ч.

1 ст. 93 закона 44 ФЗ, а также договоров, заключаемых в рамках их исполнения;
— контрактов государственного оборонного заказа (ГОЗ).

Подробнее о том, как составить договор ГОЗ здесь. Все о поставках ГОЗ здесь.

Обязательные условия договора при расширенном казначейском сопровождении здесь.

Обязательные положения в случае , если казначейское сопровождение осуществляют финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований), даны в Постановлении от 01.12.2021 № 2155.

В-пятых, при открытии лицевых счетов и осуществлении операций ТОФК проводит бюджетный мониторинга в соответствии со статьей 242.13-1 БК РФ. Нюансов много, подробнее здесь.

Консультирование по вопросам казначейского сопровождения Гособоронзаказа (ГОЗ), Госзаказа (ГОС) и субсидий.

к содержанию ↑

Дополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика, действующие до конца 2023 года

Накладываемые на российские компании иностранные санкции серьезно осложняют экономическую ситуацию и в сфере госзакупок. Чтобы поддержать заказчиков и их контрагентов, правительство РФ продолжает расширять спектр поддерживающих мер, одна из которых — увеличение числа случаев, когда допускается закупка у единственного поставщика, в 2023 году новые основания для заключения контрактов без конкурентных тендеров появились как на федеральном уровне, так и на региональном.

Мнение эксперта
Морозов Алексей Юрьевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.
Скачать постановление Правительства РФ № 339 от 10.03.2022 из КонсультантПлюс
к содержанию ↑

Общефедеральные дополнительные основания

  • издан правительственный протокол, в котором компания определена как единственный поставщик определенного товара, работы или услуги;
  • председатель правительства издал поручение, которым определил компанию в качестве едпоставщика. При этом такое решение обосновано необходимостью выполнения предписаний специальной правительственной комиссии, в компетенцию которой входит разработка плана поддержания экономики в условиях западных ограничительных мер;
  • госконтракт финансируется из резервных фондов.
  • как провести закупку у единственного поставщика по 44-ФЗ;
  • как закупают у единственного поставщика до 3 млн рублей с 01.04.2021.

При этом для таких дополнительных ситуаций, когда допускается закупка у единственного поставщика, в марте 2023 года установлен специальный порядок заключения соглашений:

  • в правительственном акте, на основании которого госконтракт заключается без проведения конкурентного тендера, необходимо прописывать предмет закупки и срок исполнения соглашения;
  • в тексте соглашения стороны обязаны указать основание его заключения, более того, к нему необходимо приложить обоснование цены;
  • о факте заключения контракта следует уведомить антимонопольную службу. Сделать это важно не позднее трех рабочих дней с того момента, когда стороны подписали соглашение, к уведомлению прикладывается его копия.

Особые правила заключения госконтрактов с единственными поставщиками являются временными и действуют до конца 2023 года. Минфин, публикуя разъяснение к постановлению 339 от 10 марта 2023 года, отметил, что вводимые дополнительные основания для работы с едпоставщиками позволят заключать госконтракты более оперативно и минимизировать отрицательное влияние иностранных санкций на российскую экономику.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы заключить контракт с единственным поставщиком без ошибок и нарушений.

к содержанию ↑

Дополнительные основания на региональном уровне

Помимо общефедеральных оснований для заключения контрактов с едпоставщиками, статьей 15 Федерального закона № 46-ФЗ определено право субъектов РФ устанавливать дополнительные случаи таких закупок для отдельных регионов. Этой возможностью уже воспользовались многие регионы — в частности, изданы следующие нормативные акты:

  • постановление администрации Костромской области 89-а от 16.03.2022;
  • ПП Республики Калмыкия от 22.03.2022 № 81;
  • ПП Пермского края от 17.03.2022 № 194-п и от 29.03.2022 № 231-п;
  • постановление правительства Нижегородской области 163 от 15.03.2022;
  • ПП Тверской обл. от 18.03.2022 № 190-пп;
  • ПП Самарской обл. от 15.03.2022 № 139;
  • ПП Республики Бурятия от 16.03.2022 № 115;
  • ПП Республики Карелия от 18.03.2022 № 144-П;
  • ПП Камчатского края от 22.03.2022 № 132-П;
  • ПП Воронежской обл. от 21.03.2022 № 154;
  • ПП Иркутской обл. от 18.03.2022 № 199-пп;
  • ПКМ Республики Адыгея от 18.03.2022 № 58;
  • ПП Республики Тыва от 18.03.2022 № 119;
  • ПП Брянской обл. от 17.03.2022 № 82-п;
  • ПП Калужской обл. от 16.03.2022 № 190;
  • ПА Смоленской обл. от 21.03.2022 № 146;
  • ПП Тульской обл. от 18.03.2022 № 169;
  • ПКМ Чувашской Республики от 17.03.2022 № 100;
  • ПП Республики Саха от 15.03.2022 № 148;
  • ПП Орловской обл. от 15.03.2022 № 134;
  • ПП Пензенской обл. от 15.03.2022 № 169-ПП;
  • ПА Ненецкого автономного округа от 16.03.2022 № 55-п;
  • ПП Республики Хакасия от 14.03.2022 № 101;
  • ПП Магаданской области от 15.03.2022 года № 203-пп;
  • ПА Курской области от 17.03.2022 №247-ПП;
  • ПП Новгородской области от 22.03.2022 № 136;
  • ПП ЕАО от 21.03.2022 № 80-пп;
  • ПП Белгородской области от 21.03.2022 № 141-пп;
  • ПП Карачаево-Черкесской Республики от 17.03.2022 № 78;
  • ПП Псковской обл. от 21.03.2022 № 85 и ПП от 28.04.2022 № 166;
  • ПП Ростовской обл. от 23.03.2022 № 206;
  • Постановление администрации Томской обл. от 24.03.2022 № 100а;
  • ПП Чукотского автономного округа от 22.03.2022 № 142;
  • ПП Свердловской обл. от 24.03.2022 № 201-ПП и ПП от 12.05.2022 № 325-ПП;
  • ПП Тамбовской обл. от 15.04.2022 № 297;
  • ПП Вологодской обл. от 27.04.2022 № 543, постановление администрации Волгоградской области от 18.05.2022 № 285-п;
  • ПП Приморского края от 24.03.2022 № 168-ПП, ПП от 18.04.2022 № 249-ПП, от 04.05.2022 № 284-ПП;
  • ПП Новосибирской обл. от 21.04.2022 № 173-п;
  • ПП Республики Северная Осетия-Алания от 15.04.2022 № 142 и ПП от 28.04.2022 № 271-р, 272-р и 191;
  • ПП Республики Мордовия от 11.04.2022 № 369;
  • ПА Липецкой обл. от 14.04.2022 № 173;
  • ПП Калининградской области от 11.04.2022 № 182, постановление правительства Калининградской области от 12.05.2022 № 247;
  • ПП Ставропольского края от 06.04.2022 № 173-ПП;
  • ПП Тюменской обл. от 08.04.2022 № 212-п;
  • ПП Сахалинской обл. от 08.04.2022 № 146;
  • ПП Республики Дагестан от 28.03.2022 № 53;
  • ПП Ленинградской обл. от 18.04.2022 № 246;
  • ПП Санкт-Петербурга от 25.03.2022 № 243;
  • ПП Республики Алтай от 01.04.2022 № 114;
  • ПП Забайкальского края от 29.03.2022 № 108, от 13.05.2022 № 169;
  • ПП Хабаровского края от 29.03.2022 № 149-п, от 20.05.2022 № 249-пр;
  • ПП Оренбургской обл. от 22.03.2022 № 223-пп;
  • ПП Республики Башкортостан от 18.03.2022 № 73;
  • ПП Камчатского края от 25 апреля 2023 года № 205-П;
  • ПП Республики Бурятия от 21.04.2022 № 224;
  • ПП Калужской обл. от 27.04.2022 № 309;
  • ПП Кемеровской области — Кузбасса от 25.04.2022 № 251;
  • ПП Московской обл. от 06.05.2022 № 459/16;
  • ПА Ненецкого автономного округа от 20.05.2022 № 143-п;

Нормативные документы разных субъектов различаются по степени подробности, в некоторых, например в постановлении правительства Бурятии, описан полноценный порядок осуществления таких закупок, а постановление 129-п от 11.03.2022, напротив, содержит только перечень товаров, на которые распространяется особый закупочный порядок.

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.

Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

к содержанию ↑

Новые правила авансирования по постановлению 505: как выдают и какие есть ограничения

В 2023 году поставщики могут получить повышенное авансирование по постановлению 505 от 29.03.2022. Авансы по госконтрактам повысили до 90%. Но увеличение авансовых платежей доступно не всем.

Скачать постановление Правительства РФ 505 от 29 марта 2023 года из КонсультантПлюс
Скачать разъяснения постановления 505 от 29.03.2022: совместное письмо Минфина № 09-02-09/40987 и ФК № 07-04-05/04-10812 от 29.04.2022 из КонсультантПлюс
Скачать комментарии к ПП 505 от 29.03.2022 с официального сайта Минфина
к содержанию ↑

Как применять повышенный аванс в госконтрактах

Положениями нового ПП РФ 505 от 29.03.2022 приостанавливается действие некоторых положений правительственных актов и вводится повышенное авансирование. Из-за введенных санкций и сложной экономической ситуации правительство до 31.12.2022 отменяет условия:

  1. Об авансах по контрактам на строительство, реконструкцию объектов капстроительства и госсобственности в размере не больше 30% (пп. в(2), абз. 8 пп. л(1) п. 10 Правил формирования субсидий из ПП РФ № 999 от 30.09.2014).
  2. О праве получателей бюджетных средств предусматривать авансирование в размере до 30% по строительным контрактам на сумму от 600 млн рублей (абз. 2 пп. «а», пп. «б» п. 18, п. 20 ПП РФ № 1496 от 09.12.2017).

ПП РФ № 505 называют постановлением об авансировании контрактов в 2023 году: после его вступления в силу действуют повышенные авансы — от 50 до 90%. И если раньше максимальный аванс в размере до 30% применяли только для строительных контрактов, то в 2023 увеличенное авансирование доступно практически для всех государственных и муниципальных контрактов.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы разработать проект контракта без ошибок и нарушений.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Повышенный аванс по постановлению правительства РФ 505 ввели на федеральном уровне. Кабмин рекомендует властям на уровне субъектов РФ установить региональные правила увеличенного авансирования. В некоторых регионах уже ввели новый порядок авансирования. В таблице приведены локальные нормативно-правовые акты по авансам в 2023 году.

Реквизиты постановления регионального правительства

Ямало-Ненецкий автономный округ

В Москве авансирование по госконтрактам в 2023 году увеличили до 100% (постановление правительства Москвы № 345-ПП от 09.03.2022). В течение 2023 года поставщики смогут получить от заказчиков полную предоплату.

  1. 10 разъяснений Минфина об авансах в бюджетных учреждениях.
  2. Новые правила по авансу.
  3. Минфин разъяснил нюансы изменения контрактов, заключения сделок с едпоставщиком и авансирования в условиях санкций.
  4. Аванс до 50% в 2023 году: новое разъяснение Минфина.
к содержанию ↑

Как применять казначейское сопровождение по увеличенному авансированию

По правилам увеличение авансирования по государственным контрактам в 2023 году для получателей средств федерального бюджета обязательно, если для госконтракта проводится казначейское сопровождение. В случае КС заказчики обязаны предусмотреть в государственном или муниципальном контракте условие о повышенном авансе в размере от 50 до 90% от его цены (п.

2 ПП РФ № 505). Авансирование не превышает лимиты бюджетных обязательств, которые довели до заказчика для исполнения контракта на финансовый год.

Если же исполнение контрактных обязательств проводится без казначейского сопровождения, то предоплата не превышает 50% от цены соглашения. В таком случае заказчик вправе, но не обязан указывать условие о повышенном авансировании в госконтракте. Авансовые платежи перечисляют в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Если стороны заключили многолетний контракт и ЛБО на 2023 год недостаточно для перечисления повышенных авансовых платежей, заказчик включает в соглашение условие о частичной уплате аванса. Одну часть платежа перечисляют в текущем финансовом году за счет лимитов 2023 года, другую — не позднее 1 февраля следующего года за счет ЛБО очередного финансового периода без подтверждения поставки в объеме перечисленного авансирования.

к содержанию ↑

Особенные правила авансирования промышленных товаров

Еще одно изменение предложили в Минпромторге. Опубликован проект правительственного постановления о повышенном авансировании в размере 90% для некоторых промышленных товаров. Среди них:

  • ручные инструменты;
  • комплектующие для ручных инструментов и станков;
  • электромашины, оборудование для пайки;
  • оборудование для металлообработки, станков;
  • устройства числового программного управления.

Минимальный аванс в 90% планируют использовать на определенных условиях. Если вы заключили контракт по 44-ФЗ в период 2023–2024 гг.

для обеспечения государственных, муниципальных или оборонных нужд и для приобретаемой продукции действует запрет на допуск, установите повышенный аванс. Но только в рамках лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

  • Дидух Юлия

Повышение авансирования — это одна из правительственных мер поддержки бизнеса. Авансы до 90% ввели, чтобы предотвратить кризисную ситуацию и избежать возможного банкротства поставщиков.

Логика проста: если заказчик перечислит повышенную предоплату, у исполнителя появится возможность приобрести все необходимые материалы и оборудование для исполнения контракта и не брать кредиты для реализации заказа.

Добрый день
Нам заказчик платят на лицевой счет, так как у нас более 50% аванс (т.е. КС).
А мы платим аванс только 10% и соответственно можем заплатить с лицевого счета на расчетный счет поставщика и не применять с ним КС?

к содержанию ↑

Что делать с госконтрактом в марте-апреле 2023 года?

Мнение эксперта
Морозов Алексей Юрьевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

В есной 2023 года российский бизнес столкнулся с проблемами, которые сложно было представить и спрогнозировать. Бизнес испытывает сложности с исполнением обязательств.

к содержанию ↑

Изменения в законодательстве:

  • право закупать в электронной форме у единственного поставщика лекарственные препараты, расходные материалы и медизделия, произведенные единственным производителем на территории РФ или других стран, не вводивших антироссийские санкции
  • право закупать у единственного поставщика лекарственные препараты или медизделия, которые не имеют российских аналогов, но при условии, что их производство осуществляется единственным производителем, происходящим из страны, не вводившей антироссийских санкций
  • по решению государственных органов или местной администрации возможно изменение существенных условий контракта (предмет, цена, срок, порядок оплаты и пр.) по соглашению сторон. и многое другое.
к содержанию ↑

Как сейчас участвовать в закупках

Несмотря на существенные изменения экономической ситуации, порядок участия в закупках остается прежним. Площадки работают, закупочные процедуры проходят в штатном режиме.

Если вы подали заявку, но уже не готовы сохранить ту же цену предложения или те же условия, то по 44-фз и 223-фз отозвать заявку можно только до истечения срока подачи заявок.

Если Вы приняли участие в закупке и признаны победителем, то обязаны заключить контракт. Иначе Вас включат в РНП.

Что нужно иметь ввиду: Если на возможность заключения и исполнения контракта повлияли текущие события, то необходимо обосновать, как эти события отразились именно на Вас, что исполнить обязательство невозможно и почему Вы не могли это предотвратить.

Например, Вами предложен импортный товар, но производитель прекратил поставки в Россию и складские остатки у дистрибьюторов отсутствуют. Нужно представить официальные ответы от производителя, дистрибьюторов, поставщиков, что товар в Россию больше не поставляется.

При этом такой отказ в поставке должен относиться к периоду после подачи заявки. В таком случае ФАС может не включить Вас в РНП.

Однозначно форс-мажором может быть признано только включение товара в санкционный список, запрещенных к ввозу в РФ товаров. В остальных случаях наличие форс- мажора нужно доказывать в ТПП.

По 44-фз у заказчика есть право в случае форс-мажора отменить закупку в любой момент до заключения контракта (ч.1 ст. 36 Закона).

к содержанию ↑

Что пока точно не поможет избежать ответственности:

  • отсутствие товара на рынке;
  • отсутствие необходимых денежных средств;
  • девальвация национальной валюты;
  • экономический кризис и т.д.

Указанные обстоятельства пока будут признаны предпринимательскими рисками.

Как юридически готовиться к возможному неисполнению обязательств и досудебному урегулированию споров?

Форс-мажор

Для того чтобы снять с себя ответственность за нарушение обязательств, необходимо подтвердить, что экономические и политические санкции отразились на порядке исполнения Вашего контракта. Таким подтверждением будет заключение Торгово-Промышленной палаты (ТПП).

Получение заключения ТПП – сложный процесс, требующий особого внимания к доказыванию и описанию причин и следствия. Особенно проблематично это доказать, когда по контрактам поставляется российский товар, изготовленный с применением импортного сырья или упаковки.

Если Ваша ситуация относится к форс-мажору обязательно своевременно уведомите заказчиков и своих партнеров о случившемся. Если не будет уведомления, то потом ссылаться на эти обстоятельства не получится.

Существенное изменение обстоятельств

Существует статья 451 Гражданского кодекса, согласно которой договор может быть изменен или расторгнут, если обстоятельства из которых стороны исходили при заключении договора, существенно изменились.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Стороны могут использовать это условие как для заключения дополнительных соглашений, так и для разрешения спора в суде.

Существенное изменение также нужно подтвердить документами, обосновать влияние именно на Вас и Ваши обязательства.

Автор статьи
Морозов Алексей Юрьевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.
Следующая
ДоговораУточнение занятости по договору на оказание услуг для стажа

Добавить комментарий

Adblock
detector