Постановление КоАП о привлечении ген дира: образец 2024 года

Планом первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (пункт 6.5) 1 предусмотрено внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), направленных на либерализацию ответственности.

В целях его реализации принят Федеральный закон от 26 марта 2024 г. N 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон N 70-ФЗ), который вступил в силу 6 апреля 2024 года и затрагивает компетенцию таможенных органов.

1. Статья 2.1 КоАП РФ дополнена частью 4, которой установлены особенности привлечения юридического и виновного физического лица к ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения (далее — АП).

Новелла предусматривает, что юридическое лицо не привлекается к ответственности при соблюдении в совокупности следующих условий:

если за совершение АП привлечены его должностное лицо или иной работник либо единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица;

если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность.

Поэтому юридическое лицо может быть привлечено к ответственности наряду с вышеуказанными лицами, если в его деянии установлена вина. Данная правовая конструкция не позволяет освобождать от ответственности виновное юридическое лицо.

2. Часть 3 статьи 3.4 КоАП РФ изложена в новой редакции, согласно которой штраф подлежит обязательной замене на предупреждение некоммерческой организации, субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), а также их работникам за впервые совершенные АП при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы его причинения, а также имущественного ущерба, если назначение предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ.

Таким образом, данная норма не распространяется на ряд правонарушений, совершение которых влечет причинение вреда экономической безопасности государства либо создает прямую угрозу его причинения, в том числе в условиях санкций, введенных недружественными иностранными государствами. К таким АП, например, относятся: незаконные валютные операции, незачисление (невозврат) денежных средств (части 1, 4 — 4.3, 5 — 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ), незаконное перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС (статьи 16.1, 16.2, 16.4, 16.7, часть 1 статьи 16.19, статья 16.21 КоАП РФ), несоблюдение запретов и ограничений (статья 16.3 КоАП РФ), недоставка товаров (часть 1 статьи 16.9 КоАП РФ), представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации (статья 16.17 КоАП РФ), пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры (часть 2 статьи 16.19 КоАП РФ), передача условно выпущенных товаров в нарушение установленного порядка (часть 1 статьи 16.20 КоАП РФ), незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами (статья 16.24 КоАП РФ).

За указанные противоправные деяния штраф не может быть заменен на предупреждение даже при их совершении впервые.

Таким образом, штраф подлежит замене на предупреждение при совокупности ряда условий:

а) административное правонарушение совершено впервые;

б) субъектом административной ответственности являются некоммерческие организации, субъекты МСП, а также их работники;

в) отсутствует причиненный вред или угроза его возникновения, имущественный ущерб.

3. Глава 4 КоАП РФ дополнена новой статьей 4.1.2, исходя из которой отдельным специальным субъектам ответственности 2 , включенным по состоянию на момент совершения АП в соответствующий реестр (единый реестр), штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией статьи (части статьи) КоАП РФ для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — ИП).

2 Социально ориентированные некоммерческие организации, являющиеся МСП юридические лица, отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

В случае, если санкцией не предусмотрен штраф для ИП, данное наказание специальным субъектам назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) штрафа, предусмотренного санкцией для юридического лица, либо в размере половины размера штрафа для юридического лица, если он предусмотрен в фиксированном размере.

Мнение эксперта
Новиков Сергей Вячеславович
Практикующий юрист с 10-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

Размер штрафа для юридического лица не может составлять менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ для должностного лица (часть 3 статьи 4.1.2).

Указанные правила не применяются при назначении административного штрафа за АП, за совершение которых ИП несут ответственность как юридические лица (часть 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ). К данным АП относятся правонарушения, предусмотренные статьями 6.16, 12.21.1, главой 16, статьей 19.7.13 КоАП РФ.

4. Статья 4.4 КоАП РФ дополнена частями 5, 6, регулирующими назначение наказания при выявлении в ходе государственного контроля (надзора) при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия двух и более АП (зафиксированных в одном акте таможенной проверки, акте таможенного досмотра и прочее):

1) если выявлены АП по одной статье (части статьи) КоАП РФ, то совершившему их лицу назначается наказание как за совершение одного АП (часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ).

По мнению ФТС России, данная норма применяется только в случаях, если санкцией соответствующей статьи предусмотрен штраф в фиксированном размере (например, по части 3 статьи 16.1, части 3 статьи 16.2, статьям 16.3, 16.5, 16.15 КоАП РФ и прочее), поскольку по каждому АП такой штраф является одинаковым как по виду, так и по его размеру.

При совершении АП, за которые предусмотрен штраф, кратный какой-либо величине (стоимости предмета АП, неуплаченным таможенным платежам и прочее), одинаковой является только сама санкция (например, от ½ до 2-кратной стоимости предмета АП), а сумма штрафа будет разной, так как предметы АП и их стоимость неодинаковые.

Рекомендуем по каждому выявленному факту АП возбуждать одно дело. При рассмотрении дел об АП административный штраф назначается по одному делу об АП из числа выявленных в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия.

При этом производство по остальным делам не прекращается. По результатам рассмотрения лицо признается виновным в совершении каждого конкретного АП, в резолютивной части постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа возможно указать: «Признать .

(лицо). виновным в совершении АП по .

части статьи (статье) . КоАП РФ.

Административное наказание в виде административного штрафа не назначать. В соответствии с частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ ограничиться административным наказанием в виде административного штрафа в сумме наложенного по делу об АП N.

возбужденному в отношении . (лицо).

в рамках одного контрольного мероприятия (реквизиты при наличии)».

С учетом изложенного данный подход не распространяется на штрафы, кратные сумме незаконной валютной операции, незачисленных (невозвращенных) денежных средств, неуплаченных таможенных платежей, стоимости предмета АП, а также на конфискацию, которая может быть применена к каждому орудию или предмету АП. По таким составам дела об АП возбуждаются и рассматриваются в соответствии с КоАП РФ в общем порядке.

Кроме того, обращаем внимание, что обязательным условием применения части 5 статьи 4.4. КоАП РФ является выявление АП в ходе государственного контроля (надзора) при проведении одного мероприятия, к видам которого относится, в том числе таможенный, валютный, транспортный контроль.

Вместе с тем таможенные органы выявляют АП не только в ходе государственного контроля, но и при выполнении иных видов контроля. Например, АП, предусмотренные статьей 19.7.13 КоАП РФ, выявляются при выполнении полномочия по ведению таможенной статистики внешней торговли товарами Российской Федерации 3 , которая включает в себя статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами — членами ЕАЭС 4 .

3 Пункт 5.42 Положения о Федеральной таможенной службе (постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2021 N 636).

4 Статьи 276, 278, 279 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанное полномочие является самостоятельной функцией, возложенной законодательством Российской Федерации на таможенные органы в целях обеспечения контроля за полнотой и достоверностью сведений в статистических формах учета перемещения товаров. Поэтому, если при выполнении данного контроля выявлено два и более АП по статье 19.7.13 КоАП РФ, наказание назначается за каждое АП (часть 1 статьи 4.4.

КоАП РФ);

2) если выявлены АП по двум и более статьям (частям статьи) КоАП РФ, то наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание.

По мнению ФТС России, данное правило применяется также в случаях, если санкциями разных составов АП предусмотрен штраф в фиксированном размере. Дела об АП рассматриваются и по ним принимаются решения с учетом позиции, изложенной в подпункте 1 пункта 4 настоящего письма.

Кроме того, Законом N 70-ФЗ уточнена компетенция арбитражных судов, которые будут рассматривать дела об АП, в том числе по статьям 6.33, 14.10, 14.50 КоАП РФ, совершенных не только юридическими лицами, но и их должностными лицами или иными работниками (абзац четвертый части 3 статьи 23.1 КоАП РФ). В связи с этим дела об АП данной категории следует направлять для рассмотрения в арбитражный суд.

5. Закон N 70-ФЗ улучшает положение лица, привлекаемого к ответственности, и имеет обратную силу, то есть распространяется на лицо, которое совершило АП до вступления в силу Закона N 70-ФЗ, и подлежит применению с учетом части 2 статьи 1.7 КоАП РФ на каждом из этапов по делу об АП (рассмотрение, пересмотр, исполнение).

В связи с этим по вынесенным таможенными органами постановлениям по делам об АП на этапе их исполнения следует провести мероприятия, направленные на соблюдение прав лиц, привлеченных к административной ответственности:

1) применительно к пункту 2 настоящего письма (замена штрафа на предупреждение).

Подразделениям (должностным лицам) административных расследований (далее — ОАР), распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов (далее — ОРИиИПУО) составить список постановлений по делам об АП, по которым следует принять меры для возможной реализации положений части 3 статьи 3.4 КоАП РФ.

По результатам анализа выделить постановления, вступившие и не вступившие в законную силу.

По постановлениям, не вступившим в законную силу и не исполненным (полностью или в части), рекомендуем ОАР направлять указанным субъектам ответственности, а также соответствующим прокурорам уведомления, содержащие информацию о рассмотрении вопроса о возможности обжалования, опротестования постановлений в целях замены штрафа на предупреждение в связи с внесением в КоАП РФ изменений, предусмотренных Законом N 70-ФЗ.

По постановлениям по делам об АП, вступившим в законную силу и не исполненным, рекомендуем должностным лицам таможенных органов, рассмотревшим дела об АП:

Мнение эксперта
Новиков Сергей Вячеславович
Практикующий юрист с 10-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

вынести определения о разъяснении способа и порядка исполнения (статья 31.8 КоАП РФ) с указанием информации о невозможности взыскания штрафа в связи с изменениями, внесенными в часть 3 статьи 3.4 КоАП РФ;

направить копии данных определений должникам, а также судебным приставам-исполнителям с заявлением об отзыве исполнительного документа (если постановления ранее предъявлены для принудительного исполнения);

разъяснить должникам об их праве обжаловать постановление по делу об АП для замены штрафа на предупреждение;

направить соответствующим прокурорам информацию о рассмотрении ими вопроса о возможности принесения протеста на постановление в связи с изменениями, внесенными в часть 3 статьи 3.4 КоАП РФ;

2) применительно к пункту 3 настоящего письма (назначение штрафа специальным субъектам как для ИП).

По вынесенным и не вступившим в законную силу постановлениям по делам об АП после поступления информации об их вступлении в законную силу проставить соответствующие отметки в постановлениях и передать постановления для организации исполнения в ОРИиИПУО.

В отношении находящихся на исполнении и не исполненных (полностью или в части) постановлений рекомендуем должностным лицам таможенных органов, рассмотревшим дело об АП, вынести определения о разъяснении способа и порядка исполнения (статья 31.8 КоАП РФ) с указанием в них сумм штрафов, рассчитанных по правилам статьи 4.1.2 КоАП РФ. Направить копии данных определений должникам — специальным субъектам ответственности и судебным приставам-исполнителям, если постановления предъявляются (или ранее предъявлены) для принудительного исполнения.

При таких обстоятельствах с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 5 исполнение постановлений прекращается в части сумм штрафов, не подлежащих взысканию (на основании пункта 2 статьи 31.7 КоАП РФ), а в отношении данной задолженности принимаются решения согласно бюджетному законодательству Российской Федерации;

5 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения».

3) применительно к пункту 4 письма (назначение наказания за несколько АП, выявленных в ходе одной проверки).

В случае нахождения на исполнении нескольких постановлений (не исполненных полностью или в части) в отношении одного и того же лица (например, серийные дела) рекомендуем провести анализ и установить, возбуждались ли дела в отношении одного лица в рамках госконтроля (надзора) в ходе одного контрольного мероприятия, количество однородных и неоднородных составов АП, по которым лицо привлечено к ответственности с назначением фиксированного штрафа.

В дальнейшем действия по исполнению постановления произвести с учетом позиции, изложенной в подпунктах 1, 2 пункта 4 настоящего письма.

В случае отсутствия исполненных постановлений определить одно постановление (вынести определение в порядке статьи 31.8 КоАП РФ), по остальным постановлениям исполнение прекратить.

При наличии одного или нескольких исполненных в полном объеме постановлений по остальным неисполненным постановлениям исполнение прекратить.

Для единообразного применения Закона N 70-ФЗ прошу довести настоящее письмо до сведения подчиненных должностных лиц.

Заместителям начальников таможенных органов, курирующим правоохранительную деятельность, взять под личный контроль работу, связанную с применением положений Закона N 70-ФЗ, обеспечить оперативное взаимодействие подразделений организации административных расследований, ОАР, ОРИиИПУО, функциональных подразделений таможенных органов.

к содержанию ↑

Поправки в КоАП снизят административную нагрузку на бизнес

Президент подписал закон о внесении изменений в КоАП. Теперь неподъемные штрафы станут посильными для предпринимателей. Некоторые и вовсе начнут заменять предупреждениями. А еще нельзя будет привлечь к ответственности за одно и то же административное правонарушение одновременно организацию и ее должностное лицо

26 марта 2024 г. президент подписал закон о внесении поправок в КоАП РФ, который изменит процедуру привлечения субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности и уменьшит размеры административных штрафов.

Новый закон направлен на решение таких проблем, как назначение непосильных штрафов, вынесение предупреждений только в исключительных случаях, одновременное привлечение к ответственности организации и ее должностного лица.

к содержанию ↑

Назначение административного наказания в виде предупреждения

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. В случае отсутствия в санкции статьи такого вида наказания суд при наличии оснований может заменить административный штраф предупреждением (ст. 3.4 КоАП РФ).

Как было. Штраф заменяли предупреждением крайне редко, поскольку это было правом суда, а не обязанностью. Чаще суды выносили предупреждение, чтобы избежать обжалования судебного акта, когда при рассмотрении дела были допущены процессуальные нарушения.

Как будет. В ч. 3 ст.

3.4 КоАП РФ вместо «наказание в виде административного штрафа может быть заменено. на предупреждение» будет указано, что такое наказание «подлежит замене.

на предупреждение». То есть предупреждение станет единственно возможным наказанием в случаях, когда субъект малого или среднего предпринимательства привлекается к ответственности впервые и правонарушение не связано с причинением вреда или возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.

Предупреждение не может быть вынесено в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. На практике это может стать камнем преткновения, поскольку такую угрозу можно усмотреть при совершении практически любого административного правонарушения.

к содержанию ↑

Уменьшение размера штрафов для малого и среднего бизнеса

Как было. Обычно приходилось сильно постараться, чтобы добиться уменьшения размера административного штрафа. В последнее время это было возможно в том случае, если организация осуществляет деятельность в отрасли, попавшей в перечень пострадавших из-за распространения коронавируса.

Как будет. Закон дополнит КоАП РФ новой ст. 4.1.2.

В ней будет указано, что малому и среднему бизнесу должны назначаться штрафы как индивидуальным предпринимателям. Если же конкретная статья КоАП РФ не предусматривает штраф для индивидуального предпринимателя, берется за основу тот, что назначается по этой статье юрлицу.

Только размер его для малого и среднего бизнеса будет не более ½ максимального и не менее ½ минимального размера штрафа, указанного в санкции статьи. Если в этой статье дается фиксированный размер штрафа, субъекту малого или среднего предпринимательства нужно будет уплатить только его половину.

Отметим, что механизм назначения штрафа будет вырабатываться правоприменительной практикой.

к содержанию ↑

Запрет на одновременное привлечение к ответственности организации и ее должностного лица

Как было. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождало от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Также привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождало от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч.

3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Из этого правила не было исключений. Поэтому за одно и то же административное правонарушение к ответственности привлекали одновременно юрлицо и его должностное лицо. Нередко за признанием вины должностным лицом следовало привлечение к ответственности организации.

Как будет. Закон дополнит ст. 2.1 КоАП РФ ч.

4 и 5. Это позволит юридическому лицу избежать ответственности в случае, если к административной ответственности привлекли его должностное лицо и если юрлицо приняло предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

В установленных случаях после привлечения к ответственности юрлица административная ответственность должностного лица будет исключена.

Пока трудно представить, как эти положения будут применяться на практике. Например, возникает вопрос о том, какие юрлицо должно представить доказательства, подтверждающие принятие им мер для соблюдения установленных правил и норм. Скорее всего, критерии будут вырабатываться правоприменительной практикой.

Отметим, что при внесении законопроекта в Госдуму данные положения распространялись только на малый, средний бизнес и социально ориентированные некоммерческие организации. А в Совет Федерации уже был направлен закон, который распространил эти положения на всех юридических лиц.

Автор статьи
Новиков Сергей Вячеславович
Практикующий юрист с 10-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.
Следующая
ДругоеАкт изъятия материальных ценностей на предприятии: образец 2024 года

Добавить комментарий

Adblock
detector