Порядок проведения служебных расследований по фактам разглашения секретных сведений

Организация служебного расследования по фактам разглашения конфиденциальной информации или утраты носителей информации. Ответственность за разглашение конфиденциальной информации и утрату носителей информации.

Разглашение конфиденциальной информации — предание огласке этой информации работником, допущенным к ней в связи с выполнением функциональных (должностных) обязанностей. Под утратой носителей конфиденциальной информации (документов, материалов, изделий) понимается выход (в том числе на непродолжительное время) этих носителей из владения работника, который в установленном порядке допущен к ним в связи с выполнением функциональных (должностных) обязанностей, в результате чего данные носители стали либо могли стать достоянием посторонних лиц.

За разглашение конфиденциальной информации, утрату носителей конфиденциальной информации и нанесение вследствие этих действий ущерба предприятию (работодателю) виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности. Дисциплинарная ответственность работников предприятий предусмотрена ст.

57, 81, 192 и 193 Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст.

57 в заключаемом работодателем и работником трудовом договоре могут предусматриваться условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной). В отношении работника, совершившего дисциплинарный проступок, связанный с неисполнением или ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей, работодателем могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания.

Определенные ст. 192 Трудового кодекса РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Порядок применения дисциплинарных взысканий определен в ст. 193 кодекса.

Увольнение работника осуществляется в соответствии с положениями ст. 81 Трудового кодекса РФ «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя».

В соответствии с подп. 6в указанной статьи трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей — разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Материальная ответственность работника наступает в случае нанесения ущерба предприятию в результате разглашения конфиденциальной информации, ставшей известной работнику в связи с исполнением им должностных (функциональных) обязанностей. В соответствии со ст.

232, 238, 242 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить ущерб, нанесенный предприятию (работодателю). Согласно п.

7 ст. 243 кодекса, разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (коммерческую, служебную или иную), влечет за собой материальную ответственность работника в полном размере причиненного ущерба.

Административная ответственность за разглашение конфиденциальной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ, определена ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями указанной статьи разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Уголовная ответственность за преступления в сфере защиты государственной тайны предусмотрена ст.

275, 283, 284 гл. 29 Уголовного кодекса РФ.

Согласно ст. 275 УК РФ, выдача гражданином РФ государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителям наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработанной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, без признаков государственной измены в соответствии со ст. 283 УК РФ наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет (в случае тяжких последствий — до семи лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Согласно ст. 284 УК РФ, нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами или с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, повлекшее их утрату и наступление тяжких последствий, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Организация и проведение служебного расследования по фактам нарушений. В случае разглашения конфиденциальной информации, или утраты носителей, содержащих такую информацию, руководитель предприятия обязан незамедлительно проинформировать о произошедшем руководителя и режимно-секретное подразделение вышестоящей организации (если она имеется), а также орган безопасности, организовать служебное расследование и розыск носителей конфиденциальной информации, принять меры по локализации возможного ущерба.

Мероприятия по розыску утраченных носителей конфиденциальной информации, выявлению обстоятельств разглашения конфиденциальной информации и виновных лиц проводятся во взаимодействии с органами безопасности. Для проведения служебного расследования руководитель предприятия не позднее следующего дня после обнаружения факта разглашения конфиденциальной информации или утраты носителей, содержащих такую информацию, назначает комиссию из компетентных и не заинтересованных в исходе дела сотрудников предприятия.

В состав комиссии входят не менее трех человек (включая работника режимно-секретного подразделения), имеющих непосредственное отношение к данным сведениям и допуск к государственной тайне по соответствующей форме (соответствующий допуск к конфиденциальной информации). При необходимости указанные работники освобождаются от исполнения своих служебных обязанностей на время проведения служебного расследования.

В работе комиссии могут принимать участие представители вышестоящей организации (если она имеется). Комиссия по проведению служебного расследования обязана: установить обстоятельства разглашения конфиденциальной информации или утраты содержащих ее носителей (время, место, способ и др.); вести розыск утраченных носителей информации; установить лиц, виновных в разглашении конфиденциальной информации или утрате ее носителей; установить причины и условия, способствующие разглашению конфиденциальной информации, утрате носителей информации, и выработать рекомендации по их устранению.

Члены комиссии по проведению служебного расследования имеют право: проводить осмотр помещений, участков местности, хранилищ, столов, шкафов, папок, портфелей и других предметов, где могут находиться утраченные носители конфиденциальной информации; проверять полистно все носители конфиденциальной информации, находящиеся на предприятии, и учетные документы, отражающие их поступление и движение (книги и журналы учета); опрашивать работников, предприятия, допустивших разглашение конфиденциальной информации или утрату носителей этой информации, а также других работников, могущих оказать содействие в установлении обстоятельств разглашения информации (утраты носителей информации), и получать от них письменные объяснения; привлекать с разрешения руководства предприятия других работников предприятия, не заинтересованных в исходе дела, для проведения отдельных действий в рамках служебного расследования. Служебное расследование должно проводиться в предельно короткий срок (не более месяца со дня обнаружения факта разглашения конфиденциальной информации или утраты ее носителей).

Если утраченные носители информации не обнаружены, исчерпаны все возможные меры розыска, внесена ясность в обстоятельства произошедшего и установлены виновные, розыск может быть прекращен. Мотивированное заключение о прекращении розыска утверждается руководителем предприятия, назначившим комиссию по проведению служебного расследования, после чего оно рассматривается и утверждается руководителем вышестоящей организации (если она имеется).

По окончании служебного расследования комиссия обязана представить руководителю предприятия на рассмотрение следующие документы: заключение о результатах проведенного служебного расследования; письменные объяснения лиц, которых опрашивали члены комиссии; акты проверок наличия носителей конфиденциальной информации на предприятии, осмотра и проверки служебных помещений, хранилищ и т.п.; другие документы, имеющие отношение к служебному расследованию. Одновременно с комиссией по проведению служебного расследования руководителем предприятия создается комиссия по определению (уточнению) степени секретности (конфиденциальности) разглашенной информации (утраченных носителей информации).

В состав комиссии входят не менее трех человек, не заинтересованных в исходе дела, имеющих непосредственное отношение к разглашенной информации (утраченным носителям информации) и допуск к государственной тайне по соответствующей форме (допуск к конфиденциальной информации). В случае необходимости руководитель предприятия для участия в работе комиссии может привлекать работников из других организаций (по согласованию с их руководителями), имеющих отношение к разглашенной информации (утраченным носителям).

Результаты работы комиссии по определению (уточнению) степени секретности (конфиденциальности) разглашенной информации (утраченных носителей информации) отражаются в мотивированном заключении, которое в предельно короткий срок, но не позднее десяти дней со дня создания комиссии должно быть представлено на утверждение руководителю предприятия. По результатам работы комиссии руководитель предприятия принимает меры по локализации последствий разглашения конфиденциальной информации (утраты носителей информации).

Он также направляет заключение комиссии с приложением в случае необходимости копий материалов служебного расследования руководителю вышестоящей организации (если она имеется) и в орган безопасности. Один экземпляр заключения и материалы служебного расследования хранятся в режимно-секретном подразделении (службе безопасности) предприятия.

Если комиссия по определению (уточнению) степени секретности разглашенной информации (грифа секретности утраченных носителей информации) установит, что степень секретности этой информации (гриф секретности носителей информации) не соответствует их содержанию, то заключение комиссии утверждается руководителем вышестоящей организации (если она имеется) или руководителем органа государственной власти, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями. В случае выявления такого несоответствия руководитель предприятия принимает решение об исключении этой информации из соответствующего перечня конфиденциальной информации предприятия и снятии в установленном порядке грифа конфиденциальности и реквизитов с носителей информации.

При необходимости по решению руководителя вышестоящей организации, а в случае отсутствия такой организации — по решению руководителя органа государственной власти, наделенного полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, может быть проведено дополнительное служебное расследование или создана новая комиссия. Степень секретности (конфиденциальности) разглашенной информации, утраченных носителей информации, поступивших из другой организации, определяется (уточняется) комиссией этой организации либо комиссией вышестоящей организации (если она имеется) и утверждается руководителем соответствующей организации.

Списание с учета утраченных носителей конфиденциальной информации осуществляется на основании утвержденного руководителем предприятия акта с результатами служебного расследования. Учет разглашенной конфиденциальной информации (утрат носителей информации) на предприятии ведется режимно-секретным подразделением (службой безопасности) в журнале учета утрат секретных документов и фактов разглашения конфиденциальной информации.

к содержанию ↑

Особенности назначения и проведения расследования в случае утраты секретных документов содержащих государственную тайну

Назначение и проведение административного расследования по фактам утраты (хищения) секретных документов, разглашению секретных сведений проводится в соответствии с общими правилами. Но проведение расследования в этих случаях имеет свои особенности.

Мнение эксперта
Морозов Алексей Юрьевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

Разглашение секретных сведений — это предание огласке сведений лицом, которому эти сведения были доверены по службе, работе или стали известны другим путем, в результате чего они стали достоянием посторонних лиц.

Утрата документов (изделий), содержащих секретные сведения, — это выход (в том числе и временный) документов (изделий) из владения ответственного за их сохранность лица, которому они были доверены по службе или работе, являющийся результатом нарушения установленных правил обращения с ними, вследствие чего эти документы (изделия) стали либо могли стать достоянием посторонних лиц.

За разглашение сведений, содержащих государственные секреты, и утрату документов (изделий), содержащих такие сведения, виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

За утрату секретных документов (изделий), содержащих сведения военного характера, не являющиеся государственной тайной, но не подлежащие оглашению, а также нарушение требований по обеспечению сохранения государственной и военной тайны, но не повлекшее разглашение сведений и утрату документов (изделий), виновные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности и могут быть отстранены от работ с секретными документами (изделиями).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» отказ в допуске (лишение допуска) к государственной тайне может явиться основанием для досрочного расторжения с военнослужащим контракта и увольнения его с военной службы.

О фактах утраты (хищения) документа особой важности, совершенно секретных и секретных документов, а также за разглашение сведений, составляющих государственную и военную тайну, командиры воинских частей (учреждений) представляют донесения и доклады в вышестоящие органы военного управления. Одновременно с этим ставятся в известность соответствующие органы ФСБ и военной прокуратуры.

В письменном донесении отражаются:

  • — когда, при каких обстоятельствах, какой документ (изделие) утрачен, его учетные номера и какие секретные сведения он разглашает;
  • — виновные лица;
  • — причины и условия, способствовавшие утрате или разглашению секретных сведений;
  • — проводимые или планируемые мероприятия по розыску секретного документа (изделия), локализации последствий утраты (разглашения), а так же по другим вопросам, связанным с данным происшествием.

Необходимые мероприятия по розыску утраченных секретных документов (изделий) или установлению обстоятельств разглашения сведений, а так же виновных в этом лиц проводится в контакте с органами ФСБ.

Розыск утраченных секретных документов (изделий) может быть прекращен только в том случае, если исчерпаны все возможные меры, выяснены все обстоятельства и причины их утраты, установлены виновные в этом лица.

Для выяснения обстоятельств и причин разглашения сведений, составляющих государственную и военную тайну, или утраты документов (изделий), содержащих такие сведения, по указанию командира воинской части проводится административное расследование. В соответствии с пунктом 99 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 года N 10) в случае разглашения сведений, составляющих государственную тайну, а также утрату (хищение) секретных, совершенно секретных и особой важности документов (изделий) административное расследование назначается в обязательном порядке.

Не позднее, чем на следующий день после обнаружения факта разглашения секретных сведений или утраты секретных документов или изделий, содержащих такие сведения, для проведения текущего указанного расследования создается комиссия из компетентных, не заинтересованных в исходе дела лиц, в необходимом составе, но не менее трех человек (в том числе представителя шифровального или режимного органа вышестоящего штаба), имеющих непосредственное отношение и допуск по соответствующей форме к данным секретным сведениям, работам и документам (изделиям). Состав комиссии и выделенные для розыска силы и средства на весь период работ освобождаются от исполнения прямых служебных обязанностей.

Расследование должно быть проведено в короткие сроки, но не более месяца со дня обнаружения факта разглашения секретных сведений или утраты секретных документов (изделий).

По результатам расследования разглашения секретных сведений, утраты секретных документов (изделий) командиру воинской части должны быть предоставлены следующие документы:

  • — акт об обстоятельствах и результатах расследования (розыска) факта разглашения сведений, составляющих государственную и военную тайну, или утраты документов (изделий), содержащих такие сведения, с соответствующими выводами и предложениями, в том числе о прекращении розыска;
  • — письменные объяснения виновных и других лиц, которых опрашивали члены комиссии;
  • — предварительное заключение о степени секретности разглашенных сведений или утраченных документов (изделий);
  • — другие документы, имеющие отношение к административному расследованию.

После завершения административного расследования командир (начальник) воинской части (учреждения) должен решить в установленном порядке вопрос о привлечении лиц, виновных в разглашении секретных сведений или утрате секретных документов (изделий), к ответственности. Привлечение виновного (виновных) к дисциплинарной ответственности осуществляется в срок не позднее 10 дней после получения заключения по материалам расследования.

Если в ходе расследования будут установлены признаки преступления, то командир (начальник) воинской части (учреждения) возбуждает уголовное дело лично, согласует его с военным прокурором либо сообщает о преступлении военному прокурору гарнизона для вынесения процессуального решения.

Предварительное заключение о степени секретности разглашенных сведений или утраченных секретных документов (изделий) комиссия дает только в том случае, если документ разработан в данной войсковой части или в подчиненной воинской части. Если это не так, то заключение о степени секретности разглашенных сведений или утраченных секретных документов (изделий) истребуется из органа военного управления, разработавшего документ (изделие).

Результаты розыска и проведенного расследования обстоятельств и причин утраты секретных документов (изделий) и разглашения секретных сведений, а также о принятых мерах и наказании виновных докладываются тем лицам, которым было представлено первоначальное донесение.

Учет разглашенных сведений, составляющих государственную и военную тайну, или утрат документов (изделий), содержащих тайные сведения, и проводимых мероприятий по таким фактам ведется в каждом режимно-секретном органе воинской части по журналу (форма N 44).

к содержанию ↑

Лекция 4. Порядок проведения расследований по фактам утраты конфиденциальных документов

По фактам утраты (в том числе временной) конфиденциальных документов (носителей, изделий), разглашения охраняемой законом информации, а также другим нарушениям режима коммерческой или служебной тайны проводятся внутренние расследования.

Расследования имеют целью:

  • ? поиск утраченного документа (носителя, изделия);
  • ? изучение (анализ) ситуации для принятия мер по предотвращению (пресечению) повторения выявленного нарушения;
  • ? создание доказательной базы для привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности.

Факт выявления нарушения режима коммерческой (служебной) тайны должен быть зафиксирован документально — в виде служебной записки, заявления, рапорта, акта и т. п.

Мнение эксперта
Морозов Алексей Юрьевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

На основании этого документа назначается внутреннее расследование. Если факт нарушения не зафиксирован, но есть предположение о его совершении (или сокрытии факта нарушения) назначается соответствующая внутренняя проверка.

Результаты проверки также могут стать основанием для проведения расследования.

Задачами внутреннего расследования являются:

  • ? установление обстоятельств нарушения, в том числе времени, места и способа его совершения;
  • ? обследование мест возможного нахождения утраченного конфиденциального документа;
  • ? установление лиц, непосредственно виновных в данном нарушении;
  • ? выявление причин и условий, способствовавших нарушению.
к содержанию ↑

Порядок проведения служебного расследования

Для проведения внутреннего расследования руководитель организации (предприятия) приказом или распоряжением назначает комиссию в составе не менее трех человек. Комиссия должна быть сформирована не позднее следующего дня после даты выявления нарушения из компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства сотрудников.

Они должны быть допущены к коммерческой (служебной)

? Курс лекций тайне и иметь отношение к рассматриваемому вопросу. В состав комиссии целесообразно включать представителя службы безопасности и конфиденциального делопроизводства, представителя подразделения, в котором зафиксировано нарушение (но не состоящего в подчиненности с лицами, в отношении которых проводится расследование), юриста (сотрудника кадрового подразделения).

Если имеется вышестоящая организация, то о факте выявленного нарушения и назначении внутреннего расследования информируется руководитель подразделения (должностное лицо), отвечающее за защиту информации в этой организации. Вышестоящая организация может направить своего представителя для участия в работе комиссии, возглавить ее или назначить свою комиссию.

На время проведения мероприятий по расследованию члены комиссии освобождаются от исполнения своих должностных обязанностей. Общая продолжительность внутреннего расследования не должна превышать одного месяца.

Комиссия обязана принять исчерпывающие меры для всестороннего и объективного изучения и документального оформления всех обстоятельств нарушения.

Для того чтобы выполнить поставленные задачи, комиссия должна быть наделена определенными полномочиями, которые целесообразно закрепить в соответствующем разделе «Положения о режиме коммерческой (служебной) тайны организации (предприятия)» или самостоятельном документе (инструкции).

В общем виде права и обязанности комиссии включают в себя:

  • ? опрос работников, допустивших утрату документов (носителей, изделий) или разглашение конфиденциальной информации, а также лиц, которые могут оказать содействие в установлении обстоятельств произошедшего:
  • ? проведение осмотров территории, здания, помещений (комнат, кабинетов), хранилищ, сейфов, шкафов, спецпортфелей, столов и других объектов и предметов, которые могут иметь отношение к факту нарушения или в которых могут находиться утраченные документы;
  • ? проверку всех конфиденциальных документов, а также журналов (карточек) учета и сопроводительных документов, отражающих поступление и движение утраченных документов;
  • ? привлечение (с разрешения соответствующего руководителя) других работников к проведению отдельных действий в рамках внутреннего расследования.

Работник, в отношении которого проводится расследование, должен быть ознакомлен с приказом (распоряжением) о проведении расследования.

Все действия членов комиссии и полученные входе расследования материалы подлежат письменному оформлению (актами, справками и т. п.).

Истребование от работника объяснения в письменной форме для установления причины нарушения является обязательным. В случае, когда работник отказывается дать письменные объяснения, его устные показания или отказ от них письменно фиксируются членами комиссии (не менее чем за двумя подписями).

В целях исключения возможности какого-либо воздействия на процесс расследования члены комиссии обязаны соблюдать конфиденциальность расследования до принятия по ним решения руководителем организации (предприятия).

Для организованного и оперативного проведения внутреннего расследования комиссия разрабатывает версии причин нарушения (например, о возможном местонахождении пропавшего документа) и составляет план проведения необходимых мероприятий (поиска) по каждой из этих версий. В ходе расследования могут выдвигаться и отрабатываться дополнительные версии (с соответствующим уточнением плана действий).

После того как возможные меры поиска документа (носителя, изделия) исчерпаны, но не привели к его обнаружению, полностью выяснены обстоятельства утраты и установлены виновные лица, поиск документа может быть прекращен. Решение о прекращении поиска утверждается должностным лицом, назначившим внутреннее расследование (по мотивированному заключению комиссии).

Одновременно с комиссией по проведению внутреннего расследования руководитель организации (предприятия) может поручить экспертной комиссии организации (предприятия) определить актуальность утраченной (разглашенной) конфиденциальной информации, а также назначить комиссию по определению (подсчету) ущерба (убытков) по расследуемому факту, из компетентных и незаинтересованных должностных лиц. Указанные задачи могут возлагаться на одну комиссию (с назначением в ее состав соответствующих специалистов).

Сумма ущерба либо убытков и методика ее расчета должны быть обоснованы и утверждены. В отдельных случаях такая оценка может быть осуществлена специализированной организацией.

Актуальность конфиденциальных сведений, поступивших из другой организации (предприятия), и размер ущерба от их разглашения (утраты) определяются этой организацией.

Заключения экспертной комиссии и комиссии по определению ущерба (убытков) должны быть подготовлены до окончания проведения внутреннего расследования. Это необходимо для того, чтобы принять исчерпывающие меры по локализации последствий данного нарушения и объективно определить меру ответственности виновных лиц.

4 2 Оформление документов по результатам служебного расследования.

По окончании внутреннего расследования комиссия представляет руководителю организации (предприятия) заключение, в котором излагаются:

  • ? основания и время проведения расследования;
  • ? проделанная работа (кратко);
  • ? время, место и обстоятельства факта нарушения;
  • ? причины и условия совершения нарушения;
  • ? виновные лица и степень их вины;
  • ? наличие умысла в действиях виновных лиц;
  • ? предложения по возмещению ущерба;
  • ? предлагаемые меры наказания (учитывая личные и деловые качества виновных лиц) или дальнейшие действия;
  • ? рекомендации по исключению подобных нарушений;
  • ? предложения по прекращению поиска конфиденциального документа (носителя, изделия) и списанию его с учетных форм;
  • ? другие вопросы, поставленные перед комиссией (об актуальности конфиденциальной информации, о размерах ущерба и т. д.).

В случае нахождения во время расследования утерянного документа (носителя, изделия) в заключении комиссии отражаются причины его временного отсутствия.

К заключению прилагаются:

  • ? письменные объяснения лиц, которых опрашивали члены комиссии;
  • ? акты (справки) проверок конфиденциальных документов (носителей, изделий), осмотров помещений, хранилищ и т. д.;
  • ? другие документы (копии документов), относящиеся к расследованию, в том числе заключения экспертной комиссии и комиссии по определению размеров ущерба (убытков).

Заключение должно быть подписано всеми членами комиссии. При несогласии с выводами или содержанием отдельных положений член комиссии, подписывая заключение, приобщает к нему свое особое мнение (в письменном виде).

Заключение по результатам расследования подлежит утверждению должностным лицом, назначившим это расследование.

Работник, в отношении которого проводится расследование, или его уполномоченный представитель имеют право знакомиться с материалами расследования и требовать приобщения к материалам расследования представ-ляемых ими документов и материалов.

Работник, в отношении которого проведено расследование, должен быть ознакомлен с его результатами, что удостоверяется его подписью на утвержденном заключении.

Решение о привлечении к ответственности работника принимается только после завершения расследования и оформляется приказом.

При наличии в действиях лица признаков административного правонарушения или уголовного преступления руководитель организации (предприятия) обязан обращаться в правоохранительные органы для привлечения виновного к ответственности в соответствии с законодательством.

В соответствии с Трудовым кодексом возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

При несогласии работника с результатами подсчета ущерба взыскание должно производиться по решению суда. В этом случае заключение по результатам внутреннего расследования становится письменным обоснованием причастности работника к действиям, повлекшим нарушение режима конфиденциальности.

Первый экземпляр, заключения, с резолюцией утвердившего его руководителя, копия приказа (выписка) по результатам расследования, все материалы внутреннего расследования, включая документ (копию), послуживший поводом для назначения расследования, и копию приказа (распоряжения) о назначении комиссии (комиссий), подлежат хранению в отдельном деле.

При необходимости заключение и материалы расследования могут иметь гриф конфиденциальности. В этом случае они учитываются по журналу учета изданных документов и хранятся в подразделении конфиденциального делопроизводства.

Один экземпляр заключения направляется в вышестоящую организацию (если она есть).

На основании утвержденного заключения комиссии (приказа) сотрудники конфиденциального производства осуществляют списание утраченного документа (носителя, изделия) с учета: в соответствующих учетных формах ставятся отметки о списании (со ссылкой на номер и дату утвержденного заключения или приказа). При необходимости составляется акт о списании.

Учет утрат конфиденциальных документов (носителей, изделий) или фактов разглашения информации, составляющей коммерческую (служебную) тайну, ведется в специальном журнале учета. Анализ материалов расследования позволяет разработать конкретные меры по предотвращению нарушений режима охраняемой законом тайны.

к содержанию ↑

Организация и проведение служебного расследования по фактам нарушений

В случае разглашения конфиденциальной информации, или утраты носителей, содержащих такую информацию, руководитель предприятия обязан незамедлительно проинформировать о про­изошедшем руководителя и режимно-секретное подразделение вышестоящей организации (если она имеется), а также орган без­опасности, организовать служебное расследование и розыск носи­телей конфиденциальной информации, принять меры по локали­зации возможного ущерба.

Мнение эксперта
Морозов Алексей Юрьевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

Мероприятия по розыску утраченных носителей конфиденци­альной информации, выявлению обстоятельств разглашения кон-фиденциачьной информации и виновных лиц проводятся во вза­имодействии с органами безопасности.

Для проведения служебного расследования руководитель пред­приятия не позднее следующего дня после обнаружения факта разглашения конфиденциальной информации или утраты носи­телей, содержащих такую информацию, назначает комиссию из компетентных и не заинтересованных в исходе дела сотрудников предприятия. В состав комиссии входят не менее трех человек (вклю­чая работника режимно-секретного подразделения), имеющих непосредственное отношение к данным сведениям и допуск к го­сударственной тайне по соответствующей форме (соответствую­щий допуск к конфиденциальной информации).

При необходи­мости указанные работники освобождаются от исполнения своих служебных обязанностей на время проведения служебного рас­следования.

В работе комиссии могут принимать участие представители вышестоящей организации (если она имеется).

Комиссия по проведению служебного расследования обязана:

— установить обстоятельства разглашения конфиденциальной
информации или утраты содержащих ее носителей (время, место,
способ и др.);

— вести розыск утраченных носителей информации;

— установить лиц, виновных в разглашении конфиденциаль­
ной информации или утрате ее носителей;

— установить причины и условия, способствующие разглаше­
нию конфиденциальной информации, утрате носителей инфор­
мации, и выработать рекомендации по их устранению.

Члены комиссии по проведению служебного расследования имеют право:

— проводить осмотр помещений, участков местности, храни­
лищ, столов, шкафов, папок, портфелей и других предметов, где
могут находиться утраченные носители конфиденциальной ин­
формации;

— проверять полистно все носители конфиденциальной ин­
формации, находящиеся на предприятии, и учетные докумен­
ты, отражающие их поступление и движение (книги и журналы
учета);

— опрашивать работников предприятия, допустивших разгла­
шение конфиденциальной информации или утрату носителей этой
информации, а также других работников, могущих оказать содей­
ствие в установлении обстоятельств разглашения информации
(утраты носителей информации), и получать от них письменные
объяснения;

— привлекать с разрешения руководства предприятия других
работников предприятия, не заинтересованных в исходе дела, для
проведения отдельных действий в рамках служебного расследова­
ния.

Служебное расследование должно проводиться в предельно ко­роткий срок (не более месяца со дня обнаружения факта разглаше­ния конфиденциальной информации или утраты ее носителей).

Если утраченные носители информации не обнаружены, ис­черпаны все возможные меры розыска, внесена ясность в обстоя­тельства произошедшего и установлены виновные, розыск может быть прекращен. Мотивированное заключение о прекращении розыска утверждается руководителем предприятия, назначившим комиссию по проведению служебного расследования, после чего оно рассматривается и утверждается руководителем вышестоящей организации (если она имеется).

По окончании служебного расследования комиссия обязана представить руководителю предприятия на рассмотрение следую­щие документы:

— заключение о результатах проведенного служебного рассле­
дования;

— письменные объяснения лиц, которых опрашивали члены
комиссии;

Мнение эксперта
Морозов Алексей Юрьевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

— акты проверок наличия носителей конфиденциальной ин­
формации на предприятии, осмотра и проверки служебных поме­
щений, хранилищ и т.п.;

— другие документы, имеющие отношение к служебному рас­
следованию.

Одновременно с комиссией по проведению служебного рас­следования руководителем предприятия создается комиссия по определению (уточнению) степени секретности (конфиденциаль­ности) разглашенной информации (утраченных носителей инфор­мации). В состав комиссии входят не менее трех человек, не заин­тересованных в исходе дела, имеющих непосредственное отноше­ние к разглашенной информации (утраченным носителям инфор­мации) и допуск к государственной тайне п’о соответствующей форме (допуск к конфиденциальной информации).

В случае необ­ходимости руководитель предприятия для участия в работе ко­миссии может привлекать работников из других организаций (по согласованию с их руководителями), имеющих отношение к раз­глашенной информации (утраченным носителям).

Результаты работы комиссии по определению (уточнению) степени секретности (конфиденциальности) разглашенной ин­формации (утраченных носителей информации) отражаются в мотивированном заключении, которое в предельно короткий срок, но не позднее десяти дней со дня создания комиссии должно быть представлено на утверждение руководителю предприятия. По ре­зультатам работы комиссии руководитель предприятия принима­ет меры по локализации последствий разглашения конфиденци­альной информации (утраты носителей информации).

Он также направляет заключение комиссии с приложением в случае необ­ходимости копий материалов служебного расследования руково­дителю вышестоящей организации (если она имеется) и в орган безопасности. Один экземпляр заключения и материалы служеб­ного расследования хранятся в режимно-секретном подразделе­нии (службе безопасности) предприятия.

Если комиссия по определению (уточнению) степени секрет­ности разглашенной информации (грифа секретности утраченных носителей информации) установит, что степень секретности этой информации (гриф секретности носителей информации) не со­ответствует их содержанию, то заключение комиссии утверждает­ся руководителем вышестоящей организации (если она имеется) или руководителем органа государственной власти, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями. В случае выявления такого несоответствия руководитель предприятия при­нимает решение об исключении этой информации из соответ­ствующего перечня конфиденциальной информации предприя-

тия и снятии в установленном порядке грифа конфиденциально­сти и реквизитов с носителей информации.

При необходимости по решению руководителя вышестоящей организации, а в случае отсутствия такой организации — по ре­шению руководителя органа государственной власти, наделенно­го полномочиями по распоряжению сведениями, составляющи­ми государственную тайну, может быть проведено дополнитель­ное служебное расследование или создана новая комиссия.

Степень секретности (конфиденциальности) разглашенной информации, утраченных носителей информации, поступивших из другой организации, определяется (уточняется) комиссией этой организации либо комиссией вышестоящей организации (если она имеется) и утверждается руководителем соответствующей орга­низации.

Списание с учета утраченных носителей конфиденциальной информации осуществляется на основании утвержденного руко­водителем предприятия акта с результатами служебного рассле­дования.

Учет разглашенной конфиденциальной информации (утрат носителей информации) на предприятии ведется режимно-сек-ретным подразделением (службой безопасности) в журнале учета утрат секретных документов и фактов разглашения конфиденци­альной информации.

ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

17.1. Основные направления аналитической работы. Функции аналитического подразделения

Анализ состояния защиты информации — это комплексное изу­чение фактов, событий, процессов, явлений, связанных с про­блемами защиты информации, в том числе данных о состоянии работы по выявлению возможных каналов утечки информации, о причинах и обстоятельствах, способствующих утечке и наруше­ниям режима секретности (конфиденциальности) в ходе повсед­невной деятельности предприятия.

Основное предназначение аналитической работы — выработка эффективных мер, предложений и рекомендаций руководству предприятия, направленных на недопущение утечки конфиден­циальной информации о деятельности предприятия и проводи­мых работах. Аналитическая работа должна включать элементы прогнозирования возможных действий противника по получению важной защищаемой информации.

Основные направления аналитической работы на предприятии следующие:

— анализ объекта защиты;

— анализ внутренних и внешних угроз информационной без­
опасности предприятия;

— анализ возможных каналов несанкционированного доступа к
информации;

— анализ системы комплексной безопасности объектов;

— анализ имеющих место нарушений режима конфиденциаль­
ности информации;

— анализ предпосылок к разглашению информации, а также к
утрате носителей конфиденциальной информации.

Функции анализа на предприятии возлагаются на специально создаваемое в его структуре аналитическое подразделение, кото­рое комплектуется квалифицированными специалистами в обла­сти защиты информации. Вместе с тем, данные специалисты дол­жны в полной мере владеть информацией по всем направлениям деятельности предприятия: знать виды, характер и последователь-

ность выполнения производственных работ, взаимодействующие организации, специфику деятельности структурных подразделе­ний предприятия и т.д. Как правило, аналитическое подразделе­ние включается в состав службы безопасности предприятия 1 .

Аналитическое подразделение должно обеспечивать руковод­ство предприятия достоверной и аналитически обработанной ин­формацией, необходимой для принятия эффективных управлен­ческих решений по всем направлениям защиты информации. Ос­новными функциями аналитического подразделения являются:

— обеспечение своевременного поступления достоверных и все­
сторонних сведений по проблемам защиты информации;

— учет, обобщение и постоянный анализ материалов о состоя­
нии дел в системе защиты информации предприятия (его филиа­
лов и представительств);

— анализ возможных угроз защите информации, моделирова­
ние реального сценария возможных действий конкурентов (зло­
умышленников), затрагивающих интересы предприятия;

— обеспечение эффективности работы по анализу имеющейся
информации, исключение дублирования при ее сборе, обработке
и распространении;

— мониторинг ситуации на рынке продукции, товаров и услуг,
а также во внешней среде в целях выявления событий и фактов,
которые могут иметь значение для деятельности предприятия;

— обеспечение безопасности собственных информационных ре­
сурсов, ограничение доступа сотрудников предприятия к анали­
тической информации;

— подготовка выводов и предложений, направленных на повы­
шение эффективности планируемых и принимаемых мер по за­
щите информации, а также уточнение (корректировку) органи-
зационно-планирующих документов предприятия и его структур­
ных подразделений;

— выработка рекомендаций по внесению изменений и допол­
нений в методические документы, регламентирующие алгоритм
действий сотрудников предприятия по защите информации (стан­
дарты предприятия).

Наличие постоянной аналитической работы, ее характер и ре­зультаты определяют необходимость, основы организации, струк­туру и содержание системы комплексной защиты информации, требования к ее эффективности и направления ее развития и со­вершенствования. Анализ состояния системы защиты информации существенно влияет на количество, состав и структуру подразделе­ний предприятия, непосредственно решающих эти задачи (служба

1 При небольших объемах работ с конфиденциальной информацией в струк­туре службы безопасности вместо аналитического подразделения может преду­сматриваться отдельная должность сотрудника, на которого возлагаются функ­ции аналитического подразделения.

безопасности предприятия, служба охраны, режимно-секретное подразделение и др.). От эффективности и качества ведения на пред­приятии аналитической работы в полной мере зависит состояние защищенности информационных ресурсов предприятия, отнесен­ных к категории охраняемых, а также своевременность и обосно­ванность принятия мер по исключению утечки конфиденциальной информации и утрат носителей информации.

Эффективность ана­литической работы и ее результаты служат основой для принятия руководством предприятия управленческих решений по вопросам организации защиты информации. С учетом результатов аналити­ческой работы могут вырабатываться следующие основные меры:

— уточнение (доработка) планов работы предприятия по защи­
те информации, включение в них дополнительных мероприятий;

— уточнение распределения задач и функций между структур­
ными подразделениями предприятия;

— переработка (уточнение) должностных (функциональных)
обязанностей сотрудников предприятия, в том числе руководя­
щего звена, совершенствование систем пропускного и внутри-
объектового режимов;

— ограничение круга лиц, допускаемых к конфиденциальной ин­
формации по различным направлениям деятельности предприятия;

— пересмотр степени конфиденциальности сведений и их но­
сителей;

— усиление системы охраны предприятия и его объектов, при­
менение особых мер защиты информации на отдельных объектах
(в служебных помещениях);

— принятие решений об ограничении публикации в открытой
печати, использования в рекламной и издательской деятельности
отдельных материалов (материалов по отдельным темам), доступа
командированных лиц, об исключении рассмотрения этих мате­
риалов на конференциях, семинарах, встречах и т.д.

Ведение эффективной аналитической работы возможно лишь при наличии необходимой информации. Для ее получения нужна четко сформулированная цель, определяющая конкретные источ­ники информации. Аналитическая работа на предприятии должна вестись последовательно и непрерывно, представлять собой в пол­ной мере целостное исследование.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Мнение эксперта
Морозов Алексей Юрьевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Автор статьи
Морозов Алексей Юрьевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.
Следующая
ДокументыКак доказать грубое обращение с пациентом: образец 2024 года

Добавить комментарий

Adblock
detector