Какие законы действуют, если военный при военных действиях потерял ногу

Дорогие читатели! В наших материалах мы рассказываем о типовых способах решения юридических вопросов, но каждая ситуация уникальна.

В соответствии с главой IX п. 94 «а» ПП РФ № 565 — это повреждение здоровья, приобретенное военнослужащим на службе. Причиной может служить телесное увечье, которое появилось во время:

  • контртеррористической операции;
  • вооруженных боестолкновений;
  • чрезвычайных положений;
  • гражданских конфликтах;
  • несения обязанностей на государственных границах страны вне зависимости от обстоятельств.

Кроме случаев, когда заболевание получено при исполнении обязательств службы,
ВВК может одобрить категорию на следующих основаниях:

  • недуг появился в связи с воздействием радиоактивного или высокотоксичного вещества, ионизирующих и лазерных излучений и биологических опасностей 1 и 2 групп патогенности;
  • увечья приобретены в боевых действиях ХХ века, либо в момент нахождения в плену, если гражданин имеет удостоверение участника БД;
  • ЗППП возникло в момент пребывания на стационарном лечении, у врачей — в момент выполнения служебной обязанности;
  • нарушения в организме проявились после укуса или иной формы причинения ущерба от животного или пресмыкающегося;
  • заболевание развилось на фоне обязательной вакцинации.

Кроме того, врачебная комиссия может квалифицировать полученный вред как:

  • нарушение здоровья во время нахождения в ВС;
  • ущерб, обусловленный радиационным воздействием;
  • общая болезнь.

В этих случаях указанное определение не действует, соответственно постоянные привилегии не полагаются.

к содержанию ↑

Законодательство

Солдаты и офицеры относятся к отдельной категории граждан РФ. На него распространяются не только общие перечни нормативно-правовых актов, но и специальные, которые относятся только к данному статусу.

Наиболее важный документ ФЗ №76 от 27.05.1998, носящий название «О статусе военнослужащих».

Свод статей из приведенного акта, регулирующих данный вопрос:

    — об охране здравоохранения и правилах ОМП; — о возмещении вреда и страховых гарантиях; — о дополнительных гарантиях гражданам, служащим в условиях боевых действий.

Следующий закон, касающийся материального возмещения ущерба солдату — ФЗ №306 «О денежном довольствии..».

Непосредственным определением категории, связанной с исполнением обязанностей, занимается Военно-врачебная комиссия. Она устанавливает степень тяжести, возможную трудоспособность, из которых вытекает объем возмещения. Правовая деятельность медицинского экспертного органа определяется «Положением о Военно-врачебной экспертизе».

Также имеется общегражданская правовая норма, действующая в отношении гражданина, имеющего право на компенсацию ущерба здоровью по военной травме — гл. 59 ГК РФ. Здесь описываются обязательства, также касающиеся рассматриваемой ситуации.

Важно! Связь увечья и выполнения должностной обязанности — обязательное условие для получения льгот по болезни.

к содержанию ↑

Пенсия по военной травме

Алгоритм определения пособия по увечью определена в ст. 22 ФЗ №4468-1. Размер рассчитывается в процентном соотношении от финансового содержания, которое выплачивается экс-солдату каждый месяц в качестве оклада. Иначе говоря, в каждом случае довольствие рассчитывается из заработной платы и выслуги лет.

Материальную поддержку предоставляется ПФР или федеральным бюджетом. Пенсия будет начисляться вплоть до снятия инвалидности, либо до достижения пенсионного возраста.

Статья 18 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» определяет показатель для солдата, проходящего срочную службу:

  • инвалид 1 гр., нуждающийся в постоянном присмотре, получит 300 % от суммы пособия;
  • инвалид 2 гр., способный позаботиться о себе без посторонней помощи, получит 250 % от соцпособия;
  • инвалид 3 гр., частично утративший работоспособность, сможет получить 175 % от соцпенсии.

Статья 22 этого же ФЗ указывает на основание для расчета пенсионного обеспечения для контрактника — оно формируется из ежемесячной заработной платы:

  • инвалиду 1 группы назначают пенсию 85 процентов от его среднего дохода, при этом не ниже 300 % от соцпенсии;
  • инвалиду 2 группы также установят льготу в размере 85 процентов, но с меньшим значением отношения к социальной выплате — 250 %;
  • инвалид 3 группы получает половину от размера месячного оклада, но не менее 50 % начисления.

Справка! Минимальное значение пенсии устанавливается для лиц, имевших небольшой доход в течение работы.

Мнение эксперта
Козлов Евгений Вячеславович
Адвокат с 6-летним опытом. Специализируется в области семейного права. Знает о законе все.

В ряде случаев, когда недуг проявился при исполнении обязанностей, назначается надбавка. Такая ситуация возникает при наличии иждивенца или по достижению восьмидесяти лет.

Помимо прочего, социальные пенсии подвержены постоянной индексации в соответствии с инфляцией. Отдельный случай увеличения довольствия — обладатели звания Герой России или СССР, а также имеющие Орден славы трех степеней. Ппроживающие на Крайнем Севере должны получать районную надбавку.

Какие ещё выплаты можно получить

Получившие повреждения вследствие травмы могут рассчитывать на ряд определенных льгот для:

  1. приобретения отдельных вещей;
  2. оплаты ЖКХ и иных манипуляций;
  3. отправки на санаторно-курортное лечение;
  4. прочие привилегии в соответствии с законодательством.

В соответствии с ФЗ № 52 от 28.03.1998 г., кроме ежемесячных начислений и льгот, имеется возможность получения страховки по телесным повреждениям:

  1. Получившим инвалидность 1 гр. при прохождении службы или в течение 365 дней после увольнения — если категория назначена вследствие увечий, начисленных при исполнении служебных обязанностей. Страховая выплата составит 1,5 миллиона руб.
  2. Вторая и третья гр. сопровождаются получением одного миллиона и 500 тысяч руб.
  3. Обретение повреждений, не попадающих под инвалидность: перелом, ожог, контузия и иные, возмещается 200 тысячами руб.
  4. Семья военнослужащего, погибшего в течение следующего года с момента выхода в запас, получит компенсацию в виде 2 миллиона руб, если смерть вызвана последствиями ухудшения состояния.

Военная травма и инвалидность

Правила проведения процедуры регламентированы постановлением Правительства РФ № 70. Они предполагают следующий порядок действий для достижения положительного результата:

  1. Получить направление на прохождение Военно-врачебной комиссии, проводимой медицинским учреждением, прикрепленное к воинской части, в которой служит гражданин.
  2. Составить и подать заявление на проведение медико-социального анализа. К документу прикладывается приказ об отставке в связи с повреждениями и заключение о пригодности к выполнению работ.
  3. По прохождению пятидневного срока медкомиссия выносит вердикт о потере здоровья и указывает разновидность заболевания. В рамках данного процесса определяется группа. Решение экспертизы — основание для рассмотрения заявки на пособие и компенсацию.

Оформление документов производится в соответствии с определенными требованиями:

  1. Заключение, отражающее невозможность продолжения деятельности, должно быть получено в течение 30 дней с момента отправки документации из военно-врачебной комиссии.
  2. Заключение выдается в двух экземплярах. Первый передается в лечебное учреждение, второй — остается на руках у заявителя.
  3. При вынесении отказа также создается два экземпляра соответствующего документа в письменном виде. По аналогии он направляется обратившемуся и медицинской организации. Бумага содержит в себе причины и обстоятельства вынесенного вердикта.

Внимание! Медико-социальная экспертиза может запросить дополнительные документы и сведения.

В рамках процесса определения состояния здоровья может потребоваться:

  • справка от эксперта соц-мед направленности;
  • справка о заболевании;
  • архивная выписка и прочее.

После присвоения категории гражданин должен посетить местный орган Пенсионного фонда и социальной защиты. Обращаясь в первую инстанцию, нужно приложить следующую документацию:

  • удостоверение личности;
  • военный билет;
  • страховой номер индивидуального лицевого счёта;
  • справку об утрате работоспособности.

Страховая организация, помимо вышеизложенного списка, потребует дополнительный объем документов:

  • копия трудовой книги или послужного списка;
  • справка о доходах за прошлый год;
  • справка из Пенсионного фонда, в которой отражено назначение пенсии в связи с инвалидностью.

Пройдя по всем инстанциям, служащий начнет получать ежемесячное денежное довольствие.

Срок исковой давности

Исковая давность не будет распространяться на требование о возмещении ущерба здоровью и жизни (статья 208 ГК РФ).

Тем не менее, есть нюанс. Если требование выдвинуто по истечении трех лет, с начала действия права, то удовлетворение будет распространяться на срок не более 3-х лет, прошедших перед подачей иска.

к содержанию ↑

Страхование военнослужащих: принципы, выплаты, возмещение и отказ

Когда можно претендовать на страховые выплаты

Военные-срочники, а также россияне, призванные на сборы, чаще других рискуют, поэтому, начиная с 1998г., они в обязательном порядке страхуются. Наличие страховки у военных и сотрудников МВД – это гарантия защиты интересов этой категории граждан.

Вопросами страхования военнослужащих занимается ВСК, образованная в 1993г., а поводом для получения определенной суммы от страховиков может быть:

  • летальный исход на воинской службе или во время сборов.
  • летальный исход, если это результат ранения, увечья, но в случае, но это касается случаев, когда после увольнения прошло не более 1 года.
  • получение увечья, если в результате этого человек стал инвалидом.
  • 1,2,3 группы инвалидности, если ее назначили уже после того, как раненый или травмированный человек закончил службу, но только если с этого момента прошло не более 12 месяцев.
  • неприятность, случившаяся во время службы/сборов, и послужившая поводом для получения инвалидности 1-й, 2-й, 3-й группы.
  • досрочное окончание сборов или преждевременная демобилизация по причине плохого здоровья.

Важно! Последний пункт касается срочников, а также тех, кто был призван на сборы в звании старшины, или главного корабельного старшины на флоте.

Российская армия постепенно переходит на контрактную основу, поэтому количество тех, кто служит по контракту, увеличивается. Соответственно, контрактников интересует вопрос, а попадают ли они под действие ФЗ-№52, регламентирующего вопросы страхования военнослужащих.

Юристы не раз сталкивались с этим вопросом, поэтому могут однозначно сказать, что контрактники по закону тоже страхуются обязательно. В отличие от срочников, они не могут рассчитывать на страховку в случае, если поводом для увольнения стали медицинские противопоказания.

к содержанию ↑

Как оформить страховку, перечень лиц, претендующих на получение компенсации

Согласно существующему законодательству, военнослужащий, поступающий на воинскую службу (включая определенные структуры МВД), подвергается обязательному страхованию. Самому страхуемому лицу, при этом, не стоит беспокоиться и предпринимать какие-либо действия, так как этим вопросом занимаются специалисты соответствующих органов.

Страхователем в этом случае выступает силовое ведомство, заключающее договор со страховиками, а сам военный или матрос в процессе не участвует. Получить компенсационные выплаты, в случаях, о которых было сказано выше, кроме самого военного могут, при летальном исходе, следующие категории граждан:

  • муж/жена, находящиеся в законном браке с погибшим.
  • отец и/или мать.
  • дедушка и/или бабушка, воспитывавшие погибшего, оставшегося без родительской опеки, на протяжении трех и более лет.
  • не родные родители, если они принимали участие в воспитании на протяжении пятилетнего периода.
  • дети после наступления 18-летия или дети, проходящие обучение в ВУЗе, СУЗе, если им исполнилось не более 23 лет.
  • подопечные военнослужащего, погибшего во время выполнения воинского долга.

Поводом для признания военнослужащего не годным для дальнейшего прохождения воинской службы является вывод ВВК (военно-врачебной комиссии), определяющей связь между травмой, болезнью и их последствиями (инвалидность или летальный исход). Что касается документации, необходимой для подтверждения наступления страхового случая, то это зависит от каждого отдельного случая, о чем подробно сказано в правительственном постановлении №855 от 29.06.1998г.

к содержанию ↑

Куда обращаться военным за страховой компенсацией

Военнослужащие, как уже было сказано, сами не заключают договоренностей со страховиками, не обязаны они самостоятельно собирать и документы, если того требует ситуация. Этот щепетильный вопрос ложится на плечи специалистов в/ч или военкомы после обращения военнослужащего, человека, пострадавшего во время сборов или лиц, которые являются выгодоприобретателями, в случае смерти застрахованного лица.В случае если воинская часть, в которой служило застрахованное лицо, была расформировано, военнослужащий может обратиться в воинское подразделение, ставшее ее приемником, или в военный комиссариат, где хранятся учетно-послужные документы.

Собранные документы специалисты в/ч или военного комиссариата заверяются подписями и печатями, после чего направляются в страховую компанию для назначения суммы страховой компенсации.

к содержанию ↑

На какие страховые выплаты могут рассчитывать военнослужащие

Каждый страховой случай рассматривается СК в индивидуальном порядке, а сумма страховой компенсации зависит от разных факторов. Если смерть случилась не позднее 12 мес.

после увольнения, при этом причиной летального исхода стало ранение, увечье или заболевание, полученные на службе, родственники могут претендовать на сумму в размере 25 должностных окладов погибшего или умершего военнослужащего. Если в случае заболевания, увечья или ранения военнослужащий получил инвалидность, он получит от страховой компании:

  • инвалид 1-й группы – 75 окладов
  • инвалид 2-й группы – 50 окладов
  • инвалид 3-й группы – 25 окладов

Мнение эксперта
Козлов Евгений Вячеславович
Адвокат с 6-летним опытом. Специализируется в области семейного права. Знает о законе все.

Если результат службы – травма/ранение тяжелой степени, военный получит гарантированно сумму в размере 10 должностных окладов. Легкая травма или ранение оценивается в пятикратном размере от размера зарплаты военного.

Если травма или ранение получены непосредственно во время исполнения служебных обязанностей, военнослужащий может рассчитывать на разовые выплаты от «Военной страховой компании».

к содержанию ↑

В каких случаях говорить о страховке не приходится

Далеко не всегда приходится говорить о наступлении страховых случаев, поэтому надо знать также, в каких случаях страховики могут отказать в выплате. В первую очередь это касается травм или ранений, полученных в результате опасного общественного деяния, если этот факт доказан в суде.

Не стоит рассчитывать на выплаты также военнослужащим, получившим увечье или погибшим, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, доказательством чего является экспертиза.Не является страховым случаем также самоубийство или добровольное причинение ущерба здоровью, а к такому выводу также может прийти суд. Исключением является случай, если самоубийство произвел военнослужащий, находящийся на службе более 6 месяцев, и в случае, если он был доведен до такого состояния, несмотря на срок службы.

Это также придется доказывать в судебном порядке, как и другие спорные моменты, а помочь восстановить справедливость помогут профессиональные юристы.

к содержанию ↑

Помощь юриста и адвоката по страховым случаям военнослужащих

Чтобы получить помощь юриста или адвоката по страховым случаям военнослужащих напишите о вашей ситуации в форме ниже и дежурный специалист свяжется с вами.

КС подчеркнул право военных, продолживших службу после получения увечья, на дополнительное пособие

Один из экспертов «АГ» отметил, что Конституционный Суд подтвердил обязанность государства исходить из соображений наиболее полного возмещения вреда здоровью военнослужащих. Второй эксперт добавила, что юристы давно ожидали принятия данного постановления, поскольку предыдущие разъяснения не отвечали на все вопросы, возникающие на практике.

По мнению третьего, КС вышел за пределы конкретной ситуации, в связи с чем позиция судьи, высказанная в особом мнении, представляется более правильной.

29 марта Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 16-П по делу о проверке конституционности ч. 6 ст. 21 Закона о противодействии терроризму и ч. 15 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат.

Суды поддержали отказ в выплате пособия при увольнении с военной службы

Поводом к рассмотрению дела стала жалоба бывшего военнослужащего-контрактника Евгения Понкратова. В июле 2013 г.

в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе он получил тяжелое ранение, повлекшее инвалидность, и в октябре того же года был признан не годным к военной службе. В соответствии с ч.

3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму ему было выплачено единовременное пособие в 300 тыс.

руб.

В августе 2014 г. с Понкратовым был заключен новый контракт на 10 лет, однако в декабре 2017 г.

он был уволен с военной службы по состоянию здоровья на основании подп. «в» п.

1 ст. 51 Закона о воинской обязанности.

При этом в выплате единовременного пособия в размере 2 млн руб., установленного п. 1 ч.

12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, ему было отказано.

Считая свои права нарушенными, гражданин обратился в военный суд с иском об оспаривании отказа в выплате пособия, однако в удовлетворении требований было отказано. Суд указал, что при увольнении с военной службы по состоянию здоровья истец не имел права на выплату, предусмотренную указанной нормой Закона о денежном довольствии военнослужащих, поскольку ранее он получил единовременное пособие согласно Закону о противодействии терроризму.

Апелляция поддержала данную позицию. При этом суды ссылались на п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8, где отмечается, что при одновременном возникновении нескольких оснований для таких единовременных пособий выплата осуществляется по одному основанию – по выбору получателя.

Не согласившись с позицией судов, Евгений Понкратов обратился в КС. В жалобе он указал, что оспариваемые нормы законов препятствуют лицу, ставшему инвалидом вследствие боевого ранения и продолжившему после этого военную службу, получить разницу между суммами пособия, выплачиваемого при увольнении со службы вследствие военной травмы и выплаченного непосредственно после получения увечья.

Позиция Конституционного Суда

Рассмотрев материалы дела, КС указал, что участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом предполагает исполнение обязанностей военной службы в особых, экстремальных условиях, сопряженных с повышенной опасностью и значительным риском для военнослужащего. Участники борьбы с терроризмом, получившие военную травму, повлекшую невозможность исполнения ими своих обязанностей, имеют право на получение единовременных пособий, установленных в отношении госслужащих, в более высоком размере.

Оспариваемые законоположения, отметил Суд, не противоречат Конституции РФ, позволяя в механизме правового регулирования компенсации вреда исключить повторное представление однородных социальных выплат. Вместе с тем они не препятствуют назначению выплат, которые по месту и значению не могут рассматриваться как однородные, – в частности, единовременного пособия.

Вместе с тем, как указано в постановлении, оспариваемые нормы не содержат указания на выплаты, признаваемые однородными по отношению к единовременным пособиям. В результате на практике при увольнении с военной службы лиц, получивших инвалидность в борьбе с терроризмом, допускается отказ в предоставлении единовременного пособия, закрепленного п.

1 ч. 12 ст.

3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, тем, кто ранее получил единовременное пособие, установленное ч. 3 ст.

21 Закона о противодействии терроризму.

Это, полагает высшая судебная инстанция, препятствует надлежащему возмещению вреда, причиненному здоровью военных, и их социальной защите, и приводит к необоснованному ограничению их права на соцобеспечение. Тем самым военные, участвовавшие в борьбе с терроризмом, при увольнении со службы по состоянию здоровья (вследствие военной травмы), ставятся в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих.

Таким образом, оспариваемые положения не соответствуют Конституции в той мере, в которой они исключают возможность предоставления одному и тому же лицу, получившему военную травму при борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к военной службе, указанных единовременных пособий.

В этой связи КС признал правоприменительные решения в отношении заявителя подлежащими пересмотру и указал на необходимость внесения изменений в действующее правовое регулирование.

Особое мнение судьи

В документе также приведено особое мнение судьи КС Сергея Казанцева, в котором он пояснил, почему не в полной мере разделяет аргументацию и некоторые правовые позиции, изложенные в постановлении.

Судья отметил, что особенность данного дела в том, что основания для получения единовременных пособий возникли у заявителя не одновременно, а последовательно, в разное время: в 2014 г. он получил право только на пособие в 300 тыс. руб., а право на пособие в 2 млн руб. возникло в 2017 г. в связи с увольнением по состоянию здоровья.

Подчеркивается, что выплата лицу, получившему увечье и инвалидность, первого пособия не связана с фактом увольнения с военной службы по состоянию здоровья. Указанная норма Закона о противодействии терроризму не исключает права на получение данного пособия в случае продолжения лицом военной службы после получения увечья.

В этой связи, указал Сергей Казанцев, если лицо, получившее увечье и инвалидность в ходе борьбы с терроризмом, заключило контракт на дальнейшее прохождение военной службы и не было уволено, ему должно быть выплачено единовременное пособие в 300 тыс. руб.

После получения такого пособия права на получение иного единовременного пособия не возникает, что и было признано нижестоящими судами. При этом судья обратил внимание, что у заявителя, в отличие от большинства военных, прекращающих военную службу после получения увечья, на момент приобретения права на получения единовременного пособия в 300 тыс.

руб. не было права выбора основания для получения пособия в 2 млн руб., поскольку он продолжал службу, будучи инвалидом.

Такой подход судов, указал он, основан на признании данных видов единовременных пособий однородными согласно постановлению ВС № 8. Однако, по словам Сергея Казанцева, следует обратить внимание, что важным условием применения принципа недопустимости повторного предоставления однородных по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям является одновременность возникновения последних.

Комментарии экспертов «АГ»

Комментируя позицию КС, адвокат АК «Гражданские компенсации» Марина Сомова отметила, что постановление призвано поставить точку в противостоянии между военными, лишившимися возможности продолжить службу, и судебными инстанциями. «Таких споров было много, – пояснила она.

– Очень хочется надеяться, что постановление станет основополагающим документом, четко разъясняющим применение отдельных статей законов в части начисления выплат за травмы, полученные при исполнении военной службы».

Мнение эксперта
Козлов Евгений Вячеславович
Адвокат с 6-летним опытом. Специализируется в области семейного права. Знает о законе все.

Особое мнение судьи Казанцева, полагает адвокат, по сути, дополняет постановление, детализируя отдельные аспекты дела, что, несомненно, должно быть принято судами в качестве правовой помощи при разрешении подобных споров.

Эксперт добавила, что юристы давно ожидали принятия этого судебного акта, поскольку предыдущие разъяснения, в том числе Постановление КС от 19 мая 2014 г. № 15-П, не отвечали на все вопросы, возникающие при рассмотрении аналогичных дел.

По мнению юриста правозащитной НКО «Солдатские матери Санкт-Петербурга», стажера адвоката АП г. Санкт-Петербурга Александра Передрука, вопросы социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих регулярно возникают на орбите конституционного правосудия, в том числе с точки зрения одновременного получения социальных выплат.

К примеру, в 2015 г. КС признал не соответствующими Конституции положения Закона о полиции, запрещавшие полицейским, вышедшим на пенсию, параллельно получать выплаты, связанные с инвалидностью, а также за выслугу лет (Постановление № 1-П/2015).

В рассматриваемом деле, отметил эксперт, КС последовал собственной практике о необходимости учитывать правовую природу и целевое предназначение социальных выплат. «Сергей Казанцев справедливо обратил внимание на важное условие применения принципа недопустимости повторного предоставления однородных по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям – одновременность возникновения указанных оснований, тем самым в некотором смысле расширив аргументацию», – пояснил он.

В заключение Александр Передрук добавил, что невозможно не согласиться с тем, что государство должно исходить из соображений наиболее полного возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина в период прохождения военной службы, что фактически подтвердил КС.

Адвокат АП Новгородской области Константин Маркин полагает, что в данном постановлении Конституционный Суд вышел за пределы конкретной ситуации, в связи с чем позиция Сергея Казанцева представляется более правильной. «Военнослужащий получил увечье (и инвалидность) при проведении контртеррористической операции, вследствие чего ему была выплачена компенсация вреда, предусмотренная ч.

3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму.

В дальнейшем он продолжил военную службу и через некоторое время был уволен по состоянию здоровья, – пояснил эксперт. – В такой ситуации он имел право получить и другую компенсацию (единовременное пособие), предусмотренную п.

1 ч. 12 ст.

3 Закона о денежном довольствии военнослужащих. Она выплачивается при увольнении со службы в связи с признанием лица не годным к ней вследствие военной травмы – вне зависимости от того, получена травма в рамках контртеррористической операции или нет».

Эксперт добавил, что право на эти компенсации у заявителя возникло в разное время и он физически был лишен возможности выбирать, какую из них получать. «Поэтому он, после того как суды общей юрисдикции отказали в удовлетворении требований, и обратился в КС, – отметил Константин Маркин, – Однако Суд расширил рамки возможных ситуаций и пришел к выводу, что, по сути, в любой ситуации оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции в той мере, в какой исключают возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму в борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к военной службе, указанных единовременных пособий».

Для гражданина, получившего такую травму, этот подход КС, конечно, предпочтительнее, отметил адвокат: «Ничто не заменит утраченное здоровье, но получить два пособия безусловно лучше, чем одно».

По мнению адвоката, данное постановление обусловлено еще и духом времени. «В настоящее время власть поддерживает военнослужащих, а борьба с терроризмом – одна из первостепенных задач.

Поскольку сейчас не так много похожих ситуаций (да и не все обращаются в суды за защитой своих прав), нагрузка на бюджет не будет слишком большой для таких выплат», – полагает он.

Константин Маркин выразил надежду, что суды при разрешении споров о выплате таких пособий теперь будут руководствоваться данным постановлением. «Но не исключаю, что они будут учитывать и особое мнение судьи Казанцева, полагающего, что получить оба пособия возможно только в случае возникновения права на них в разное время, – пояснил он.

– Поэтому до внесения изменения в законодательные акты судебная практика может складываться и таким образом, что суды будут считать – в случае получения увечья (и инвалидности) и признания негодным к военной службе с последующим увольнением лицо имеет право только на получение одного из этих двух пособий (по выбору). Когда будут внесены изменения в законодательство, сказать сложно.

Надеюсь, относительно быстро».

к содержанию ↑

Возмещение вреда по военной травме и выплаты военнослужащим

Деятельность граждан, имеющих статус военнослужащих, осуществляется ими с целью защиты интересов всего населения страны, что связано с большими рисками для их здоровья. Это обязывает государство, в случае причинения военнослужащим ущерба для их здоровья во время выполнения служебных задач, гарантировать им компенсацию за его потерю.

Возмещение вреда здоровью по военной травме происходит на основании, установленных законом, правил. Рассмотрим, что понимается под военной травмой, какие выплаты полагаются за нее, и каков порядок ее назначения.

к содержанию ↑

Законодательные нормы определения статуса военнослужащих

Основным законом, определяющим их задачи, является ФЗ №76-ФЗ от 27.05.98. Согласно ему, военнослужащие обязаны обеспечивать защиту страны и осуществлять подготовку к ней в любой обстановке: в военное и мобилизационное время, в момент чрезвычайных ситуаций при возникновении вооруженных массовых конфликтов.

Выполнять свой долг военнослужащий должен, невзирая на риск получения вреда для здоровья и жизни, связанный с исполнением возложенных на него задач. Особые функции военнослужащих регулируются не только ФЗ, но и Конституцией РФ.

к содержанию ↑

Понятие военной травмы

Под травмой, которая считается военной, понимается нанесение повреждения здоровью военнослужащего, при непосредственном выполнении им своих должностных обязательств во время нахождения на службе. В ее понятие входят любые повреждения, нанесенные служащему в виде увечья, контузии или ранения, а также спровоцированного службой заболевания.

Важным здесь является то, что эти повреждения и болезни явились следствием выполнения военнослужащим своих обязанностей. В частности:

Причинами телесных повреждений стало непосредственное участие:

  • в боевых операциях;
  • в военных гражданских конфликтах;
  • в ликвидации бандитских образований, как в стране, так и за ее пределами;
  • в охране государственной границы РФ в любое время.

Причинами заболевания явилось:

  • отравление химическими опасными веществами, включая элементы проникающего радиационного действия, компоненты топлива для ракет, источники излучения радиолокаторов и другие токсичные и вредные для организма материалы;
  • обострение болезни, уже существовавшей у военнослужащего до начала выполнения военной службы, если оно стало следствием осуществления служебных обязанностей.

Важно! Если вред здоровью был причинен в период нахождения военнослужащего на службе по причинам, не связанным со служебными обязанностями (например, домашняя травма, отравление некачественными продуктами, вирусная и бактериальная инфекция), то он не относится к военной травме.

к содержанию ↑

Что понимается под возмещением вреда здоровью по военной травме?

Нанесенный военному вред здоровью по закону должен быть ему возмещен денежными компенсационными выплатами, соразмерными полученным военным травмам. Такое возмещение предусмотрено ФЗ № 306 от 07.11.2011 г. Порядок этого возмещения определен главой 59 ГК РФ.

Мнение эксперта
Козлов Евгений Вячеславович
Адвокат с 6-летним опытом. Специализируется в области семейного права. Знает о законе все.

Важно! Основанием для назначения возмещения в виде компенсационной выплаты за полученную военным травму, является установление связи между выполнением должностных обязанностей и полученным увечьем.

Автор статьи
Козлов Евгений Вячеславович
Адвокат с 6-летним опытом. Специализируется в области семейного права. Знает о законе все.
Следующая
ВоенноеЧто нужно для подписания военного контракта: образец 2024 года

Добавить комментарий

Adblock
detector