Если человека определяют в дом интернат психоневрологический: его выписывают ли из квартиры

Кто может оформиться в дома-интернаты и куда нужно обратиться?

В дома-интернаты для престарелых и инвалидов принимаются престарелые граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды старше 18 лет, с оформленной пенсией по старости или инвалидности.

В психоневрологические интернаты принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и граждане с инвалидностью старше 18 лет с оформленной пенсией по старости или инвалидности.

В детские дома-интернаты для умственно отсталых детей принимаются дети с 4-х лет на основании заявлений обоих родителей или его законного представителя и заключения Центральной медико-психолого-педагогической комиссии. В заключении, как рекомендация для определения в детские дома-интернаты, рассматривается только вариант 4 АООП НОО ОВЗ или вариант 2 АООП О УО (ИН).

В Свистухинский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий принимаются лица старше 18 лет, на период до 6 месяцев или до момента восстановления ему документов.

С целью оформления граждан пожилого возраста и инвалидов в дома-интернаты Ставропольского края и при условии их согласия, заявителям или их законным представителям необходимо обратиться в любой орган социальной защиты по месту проживания (управление труда и социальной защиты населения или центр социального обслуживания населения), где окажут помощь в оформлении необходимых документов, либо непосредственно в министерство.

После поступления в министерство пакета документов и при отсутствии медицинских противопоказаний к направлению в дом-интернат, согласно заявлению гражданина, ему будет выписана путевка в государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения.

Очередность в дома-интернаты для престарелых и инвалидов отсутствует. Однако период ожидания в некоторые интернаты (малой мощности и психоневрологические интернаты) может варьироваться от одного до двух месяцев.

На каких условиях граждане принимаются в дома-интернаты?

Обязательным условием приема в дома-интернаты для престарелых и инвалидов является заключение договора о стационарном социальном обслуживании, в соответствии с которым осуществляется плата за стационарное социальное обслуживание в размере, не превышающем 75% установленной гражданам пенсии.

При поступлении граждан в интернаты они продолжают владеть и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, находящемся в их собственности.

Исключением являются недееспособные граждане, у которых в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительства», исполнение обязанностей опекунов или попечителей возложено на психоневрологические интернаты, выступающие в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях, в том числе защиты движимого и недвижимого имущества подопечных.

Участники и инвалиды Великой Отечественной войны и дети проживают в домах-интернатах бесплатно.

Возможно ли оформление гражданина в стационарное учреждение без его согласия?

Мнение эксперта
Новиков Сергей Вячеславович
Практикующий юрист с 10-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов домах-интернатах для престарелых и инвалидов предоставляется только на основании личного заявления о предоставлении государственной услуги по установленной форме.

Граждане, признанные судом в установленном порядке недееспособными, могут также подать заявление на определение в психоневрологический интернат самостоятельно В данном случае их подпись должен засветить врач-психиатр.

В противном случае за недееспособное лицо заявление подает законный представитель.

Отчисление из дома-интерната также производится на основании личного письменного заявления гражданина.

Для недееспособных граждан отчисление из психоневрологического интерната осуществляется на условии оформления над ним опеки и письменного заявления опекуна.

В системе социальной защиты населения Ставропольского края действует 11 государственных бюджетных стационарных учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края для граждан пожилого возраста и инвалидов (интернаты общего типа), 9 государственных бюджетных стационарных учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края психоневрологического профиля (4 интерната для женщин и 5 интернатов для мужчин), 2 детских дома-интерната для умственно отсталых детей и центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий:

к содержанию ↑

Психоневрологический интернат: выход есть

Что такое жизнь в ПНИ? Это особый режим, когда ты вроде и свободен, но в то же время за малейшую провинность можешь лишиться основных прав. Например, права выхода за территорию интерната, права поездки домой, в отпуск или права совершать звонки по телефону.

А если твой проступок окажется, по мнению директора ПНИ, очень серьезным, то недолго и оказаться в «карантине».

Карантин – это закрытая палата без связи с внешним миром. Туда определяют не только тех, кто действительно нуждается в изоляции из-за подозрения наличия инфекционного заболевания, но и тех, кто заразен с точки зрения идейного влияния: отстаивает свои права, высказывает личное мнение, не желает мириться с беспределом, а проще сказать, протестует против античеловечного отношения.

Например, отказывается выходить на работу за нищенскую зарплату, мыть туалеты вместо санитарок, жалуется на плохое питание и оскорбления. Такого можно «полечить» аминазином или галоперидолом. Все оправдано психиатрическим диагнозом.

Марина оказывалась в карантине не раз и не два, ей часто приходилось молчать, видя несправедливость, быть тише воды и ниже травы, чтобы не подвергнуться репрессиям. Под давлением системы многие люди сдаются, свыкаются с мыслью, что такова их участь, и ничего сделать нельзя.

Начинают думать, что действительно ни на что не имеют права, даже будучи дееспособными. Марина не сдалась.

17 лет за стенами ПНИ – срок не малый, мать не желала видеть Марину дома и не хотела, чтобы та возвращалась, да и в ПНИ постоянно внушали мысль, что выйти на свободу она не может, пока ей не разрешат. А разрешать никто не собирался.

Никакого образования в области своих прав проживающим, естественно, не предоставляют. Социализация, адаптация, реабилитация – это все для отчетов, а на деле – никакого будущего и надежды на жизнь вне ПНИ.

Однако Марина, будучи человеком дееспособным, понимала, что здесь что-то не так. Если она не нуждается в заботе ПНИ, то почему не может покинуть его? Начала искать ответ и нашла его.

В соответствии с п.2 ст.44 Закона «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании» «Выписка из стационарного учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, производится: по личному заявлению лица, в том числе лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным…»

Таким образом, дееспособный гражданин может подать заявление на имя директора ПНИ, которым он расторгает договор стационарного социального обслуживания и просит его выписать из ПНИ, что Марина и сделала. Договор стационарного социального обслуживания должен заключаться с вновь прибывшим в ПНИ человеком в обязательном порядке.

Основанием для расторжения договора является нежелание проживающего находиться более в данном ПНИ.

Через несколько дней Марину выписали из ПНИ, но сначала провели комиссию с участием врача-психиатра, которая подтвердила, что Марина может проживать самостоятельно. Этого требует все та же статья вышеуказанного закона.

Мнение эксперта
Новиков Сергей Вячеславович
Практикующий юрист с 10-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

В случае с Мариной все прошло гладко, и весь этот психиатрический кошмар наконец-то закончился. Правда, вход на территорию ПНИ к своим друзьям был дня нее теперь закрыт.

Марина поселилась у знакомой, начала работать и пользоваться всеми возможностями, которые есть у обычных людей, но за стенами ПНИ осталось еще много тех, кто так до сих пор и не знает, что выйти из ПНИ можно.

Образец заявления на расторжение договора стационарного социального обслуживания:

Я, ФИО, расторгаю договор на стационарное социальное обслуживание, заключенный между мною и ПНИ № __. Прошу меня выписать и вернуть мне находящиеся на хранении в ПНИ №__ личные вещи и документы.
Число, подпись

Заявление на расторжение договора стационарного социального обслуживания подается в двух экземплярах, на одном из которых ставится отметка о приеме в канцелярии ПНИ. Экземпляр с отметкой остается у проживающего как доказательство расторжения договора стационарного социального обслуживания.

к содержанию ↑

В каком порядке недееспособный гражданин может быть выписан из психоневрологического интерната?

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 67-ФЗ изменен предусмотренный ст.44 Закона о психиатрической помощи порядок выписки недееспособных граждан из психоневрологических учреждений для социального обеспечения.

Порядок выписки недееспособного лица из ПНИ определяется в зависимости от его психического состояния и способности к волеизъявлению. Выписка производится:

1) по личному заявлению лица, признанного недееспособным, при наличии заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья такое лицо способно проживать самостоятельно (абзац второй ч.2 ст.44);

2) по заявлению законного представителя недееспособного лица, если такое лицо по своему состоянию не способно подать личное заявление, при условии, что его законный представитель обязуется осуществлять уход и (или) обеспечить осуществление ухода за своим подопечным (абзац четвертый ч.2 ст.44 Закона).

1. Выписка недееспособного лица по его личному заявлению.

Ранее ч.2 ст.44 Закона о психиатрической помощи не допускала не только права недееспособного на подачу подобного заявления, но и самой возможности лица, лишенного дееспособности, в принципе проживать самостоятельно. Изменив порядок выписки недееспособных граждан из ПНИ, законодатель тем самым внес существенные коррективы в правовой статус недееспособного гражданина, признав за ним конституционное право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч.1 ст.27 Конституции РФ) без необходимости учета мнения его законного представителя и органа опеки и попечительства.

Несмотря на всю позитивность таких новаций, процедура выписки из ПНИ по основанию, предусмотренному абзацем вторым ч.2 ст.44 Закона, должным образом не урегулирована и не обеспечивает недееспособному лицу реализацию заложенных в основу этих новаций конституционных принципов. Не ясно, что понимается в законе под возможностью недееспособного лица проживать самостоятельно: идет ли речь о возможности такого лица проживать одному с перспективой восстановления дееспособности, в семье или совместно с опекуном.

Не ясно, какими критериями должна руководствоваться врачебная комиссия: должна ли она оценивать перспективы проживания лица с конкретными лицами и в конкретных условиях (в плане удовлетворения нужд и интересов такого лица) или комиссия может ограничиться ответом на вопрос о возможности лица по своему психическому состоянию проживать вне специализированного учреждения социального обеспечения без рассмотрения возможности применения к лицу менее ограничительных мер, например, в виде полустационарного социального обслуживания, оказания социальных услуг на дому и т.д.

В этой норме не прописано, кем и на каком этапе при положительном заключении врачебной комиссии будет рассматриваться вопрос о кандидатуре опекуна и о его назначении для выписываемого недееспособного лица. Поскольку эти вопросы законодательством не урегулированы, очевидно, их предстоит решать органам опеки уже по прибытии недееспособного лица по новому месту жительства.

По нашему мнению, о выписке недееспособного лица администрация ПНИ должна заблаговременно известить орган опеки как по месту нахождения ПНИ, так и по месту предполагаемого жительства недееспособного.

Не определено в законе, вправе ли недееспособное лицо оспорить (в т.ч. во вне судебном порядке) заключение врачебной комиссии о его неспособности проживать самостоятельно.

Невозможность подвергнуть проверке заключение врачей сводит на нет предоставленное недееспособному лицу право покинуть стены интерната по личному заявлению. Недееспособный гражданин, как следует из п.3 ч.1 ст.135 и абзаца третьего ст.222 ГПК РФ, лишен права обжаловать действия (бездействие) администрации ПНИ и других физических и юридических лиц в судебном порядке.

Важным в этой связи является вывод, сделанный Конституционным Судом РФ в Определении от 3 июля 2008 г. № 612-О-П по жалобе Тимченко.

Отсутствие положительного заключения врачебной комиссии о возможности дееспособного лица проживать самостоятельно само по себе не может рассматриваться как препятствующее реализации такими лицами гарантированных им конституционных прав, в т.ч. права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Оно не может применяться в качестве основания для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. Решение врачебной комиссии о невозможности проживать самостоятельно и решение органов социальной защиты об отказе в постановке на очередь на получение жилья могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции.

Хотя данная правовая позиция сформулирована Конституционным судом по жалобе дееспособного лица, право каждого на судебную защиту носит универсальный характер. Как указывается в Определении Конституционного Суда РФ от 19 января 2011 г.

№ 114-О-П по жалобе Ибрагимова, право на судебную защиту выступает процессуальной гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод (ст.46 Конституции РФ) и в силу ч.3 ст.56 Конституции РФ не подлежит ограничению. Конституционный Суд признал, что принудительное помещение недееспособных лиц в ПНИ представляет собой ограничение их конституционных прав, в т.ч.

права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, и должно осуществляться в судебном порядке.

Как мы уже указывали, судебный контроль должен быть предусмотрен не только за помещением недееспособного лица в интернат, но и за обоснованностью его пребывания в данном учреждении.

2. Выписка недееспособного лица по заявлению его законного представителя.

Применительно к вопросу о порядке выписки недееспособного лица по заявлению его законного представителя (абзац четвертым ч.2 ст.44 Закона) важно иметь в виду, что закон теперь позволяет опекуну забрать подопечного из интерната, даже если опекун сам лично не сможет по тем или иным причинам осуществлять за подопечным уход. Главное, чтобы опекун изыскал возможность обеспечить осуществление необходимого ухода, возможно с помощью третьих лиц.

Следует обратить внимание также и на другое юридически значимое обстоятельство. Как в прежней, так и в новой редакции ч.2 ст.44 Закона о психиатрической помощи в качестве подателя заявления и лица, обязующегося осуществлять уход за недееспособным гражданином, указывается его законный представитель.

Вместе с тем, известно, что функции законного представителя недееспособного лица, помещенного в ПНИ, как правило, переходят от его опекуна (физического лица) администрации интерната. Недееспособным лицам, не имеющим опекунов и помещенным под надзор в ПНИ, опекуны вообще не назначаются.

Исполнение обязанностей опекунов в соответствии с п.4 ст.35 ГК РФ и ч.5 ст.11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» возлагается в этом случае на ПНИ.

В связи с этим возникает вопрос: как должна реализовываться норма о выписке из ПНИ недееспособного лица по заявлению его законного представителя, если функции законного представителя выполняет сам интернат, а опекуны у подавляющего числа недееспособных лиц, проживающих в интернате, отсутствуют?

В прежней редакции ч.2 ст.44 Закона о психиатрической помощи ситуация в определенной мере смягчалась тем фактом, что недееспособный гражданин мог быть выписан по заявлению не только законного представителя, но и родственников, гарантировавших осуществление за ним ухода. В новой редакции этой нормы родственники исключены из числа возможных заявителей.

Данное противоречие в Законе не должно, разумеется, загонять в тупик решение судьбы недееспособного гражданина, о котором то или иное лицо обязуется позаботиться за пределами интерната. Закон не мешает родственнику недееспособного (иному лицу) подать заявление в орган опеки, на территории которого расположен ПНИ, с просьбой о назначении его в качестве опекуна с обоснованием того, что передача опекунских функций будет соответствовать интересам подопечного (ст.39 ГК РФ).

Такой подход закреплен, например, в Положении о приеме граждан в учреждения стационарного социального обслуживания города Москвы и оплате услуг стационарного социального обслуживания, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 г. № 215-ПП. В нем предусматривается в качестве основания для выписки из ПНИ заявление гражданина, претендующего на опеку над недееспособным гражданином, о возможности обеспечить ему необходимый уход и надлежащие условия проживания.

Мнение эксперта
Новиков Сергей Вячеславович
Практикующий юрист с 10-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

Согласно документу выписка из ПНИ недееспособных граждан производится на основании решения органа опеки и попечительства (по месту их будущего проживания) о назначении опекуна и гарантиях обеспечения им необходимого ухода и наблюдения.

Многое, безусловно, зависит от гибкости позиции администрации ПНИ, от неформального подхода врачебных комиссий и органов опеки, заключения и решения которых могут быть оспорены в суде заинтересованными лицами.

к содержанию ↑

Механизм выписки из ПНИ: на что нацелен, к чему приводит сейчас, как хотелось бы изменить ситуацию. Взгляд юриста

Рассмотрим внимательно не бросающиеся в глаза и, казалось бы, второстепенные нормы, имеющие, однако, вполне глобальные последствия для жизни человека с психическими расстройствами. Комментирует юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» Елена Заблоцкис.

Согласно действующему закону о психиатрической помощи (ст. 44) гражданин, в том числе дееспособный, проживающий в психоневрологическом интернате (ПНИ), может выписаться из него, т.е.

прекратить в нем проживать, лишь при наличии «заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья такое лицо способно проживать самостоятельно». При этом термин «способно проживать самостоятельно» в законодательстве не определен, как не определены и критерии такой «способности».

Тем самым усмотрение врачебной комиссии в этом вопросе неограниченно. И потому ПНИ фактически становится местом заключения, и вовсе неважно, хорошо в нем человеку или не очень.

Давайте теперь вспомним, что ПНИ – стационарная организация социального обслуживания, а собственно социальное обслуживание – предмет регулирования отдельного законодательства, в частности, Федерального закона «Об основах социального обслуживания в РФ». Этот закон, пришедший с 2015 года на смену двум ранее действовавшим законам, внес концептуальное изменение: социальное обслуживание теперь осуществляется с безусловного согласия гражданина; возможность помещения гражданина в стационарную организацию социального обслуживания без его согласия в судебном порядке, ранее имевшая место в законодательстве, не предусмотрена.

Тем самым любое социальное обслуживание, равно как и его продолжение, возможны только с согласия гражданина; гражданин же волен в любой момент отказаться от социального обслуживания в целом и от конкретной социальной услуги и изменить форму социального обслуживания.

Указанный закон предусматривает, что вопросы приема в стационарные организации социального обслуживания и выписки из них граждан, страдающих психическими расстройствами, регулируются законом о психиатрической помощи. Несмотря на то, что эти вопросы регулируются отдельно и даже в законе, на первый взгляд непосредственно не связанном с социальным обслуживанием, – нормы о приеме и выписке не могут противоречить нормам Федерального закона «Об основах социального обслуживания в РФ».

А получается, что противоречат, создавая фактически ситуации недобровольного социального обслуживания: гражданин желает выписаться, а ему отвечают, что он не может жить самостоятельно и тем самым выписке не подлежит! Можно, конечно, просто уйти из ПНИ и не вернуться – ПНИ же не тюрьма. Но ПНИ как организация, несущая ответственность за человека, который не может о себе заботиться, не может проживать самостоятельно, – должен принять все возможные меры, чтобы вернуть человека туда, где ему будет обеспечена максимально эффективная помощь, – в ПНИ.

Человек, ушедший из ПНИ и объективно нуждающийся в помощи, остается без нее. И сегодня его обращения за помощью не сулят ничего хорошего: те же социальные службы, узнав историю человека, примут все меры по возвращению его в ПНИ.

И не важно, что хочет человек, что может человек, есть ли место, где он может жить, есть ли люди, готовые оказать ему поддержку. Поэтому те, кто может убежать, – убегают, прячутся и постепенно теряются в большом мире.

Недобрую службу оказывает и то, что во многих регионах решение вопроса о способности гражданина проживать самостоятельно для выписки из ПНИ – является по факту решением вопроса о внеочередном обеспечении жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: условием для получения такого жилья поставлена в регионах возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. В результате признание со стороны государства возможности гражданина выписаться из ПНИ – равно признанию государством своей обязанности обеспечить его жильем вне очереди.

Что, понятно, не способствует тому, чтобы, например, гражданин, который работает и снимает жилье, мог выписаться из ПНИ надлежащим образом.

Тут же хочется вспомнить статью 19 Конвенции ООН о правах инвалидов и привести следующие нормы, реализовать которые обязалась Российская Федерация:

«Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество

Государства–участники настоящей Конвенции признают равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество, в том числе обеспечивая, чтобы:

a) инвалиды имели возможность выбирать наравне с другими людьми свое место жительства и то, где и с кем проживать, и не были обязаны проживать в каких-то определенных жилищных условиях;

b) инвалиды имели доступ к разного рода оказываемым на дому, по месту жительства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества, включая персональную помощь, необходимую для поддержки жизни в местном сообществе и включения в него, а также для недопущения изоляции или сегрегации от местного сообщества;…»

Законопроект «о распределенной опеке», принятый Госдумой в первом чтении, предлагает принципиально изменить процедуру выписки (приема, перевода) из ПНИ. Вместо врачебной комиссии вопрос о выписке (приеме, переводе) рассматривает межведомственная Комиссия, в которую входят «представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, здравоохранения, опеки и попечительства, представители службы, указанной в статье 38 настоящего Закона, врач-психиатр, специалисты по реабилитации и социальной адаптации лиц, страдающих психическими расстройствами, представители общественных организаций».

Такие Комиссии будут рассматривать вопрос выписки гражданина, который желает выписаться, не с точки зрения его способности проживать самостоятельно. Задачей Комиссии должно стать рассмотрение вопроса с точки зрения нуждаемости гражданина в помощи и возможности обеспечения ее за пределами ПНИ.

При рассмотрении вопроса Комиссия должна установить мнение лица с психическим расстройством о последствиях выписки из ПНИ; наличие или отсутствие в отношении него угрозы физического или психологического насилия со стороны других лиц при принятии им решения; его желание получать социальные услуги в ПНИ либо другом месте и его мотивы; мнение об этом его законного представителя или попечителя; его нуждаемость в помощи после выписки из ПНИ, возможности ее организации в соответствии с законодательством о социальном обслуживании, при содействии его родственников, друзей.

Мнение эксперта
Новиков Сергей Вячеславович
Практикующий юрист с 10-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

Любой гражданин, даже с самыми тяжелыми нарушениями, имеет право выбирать, где ему жить. Если возможно организовать его жизнь вне ПНИ, то государство должно оказать содействие в этом.

Определяющую роль во всей этой истории имеют вопросы развития сферы социальных услуг, которые предоставляются на дому или в полустационарной форме и нацелены на помощь гражданам, полностью или частично утратившим способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности. Сегодня эти услуги гражданам с психическими расстройствами крайне скудны или вовсе не предоставляются, хотя могут числиться на бумаге.

Гражданин, ушедший из ПНИ, может снимать и исправно оплачивать жилье, может работать – но даже при всем этом будет нуждаться в помощи. И помощь эта может быть обеспечена в рамках законодательства о социальном обслуживании граждан.

Закон о психиатрической помощи еще в 1992 году предусмотрел создание общежитий для лиц, страдающих психическими расстройствами (ст. 16).

Потребность в таких общежитиях крайне высока – проблема чрезвычайно актуальна!

Очень важно, что решение Комиссии не будет обусловлено наличием или отсутствием у обратившегося в нее гражданина «способности проживать самостоятельно», которая является значимой для внеочередного обеспечения жильем. Вопрос об обеспечении жильем должен разрешаться в соответствии с профильным законодательством.

В процессе может выясниться, что жилье не может быть предоставлено вне очереди[i] (потому что человек не может проживать самостоятельно), может быть предоставлено только в порядке общей очереди[ii], т.е. придется ждать долго, и неизвестно – как долго.

В таком случае вопрос о том, где будет жить гражданин после выписки из ПНИ, решается по-другому: рассматривается наем жилья, его покупка, безвозмездное пользование.

Безусловно, имеется и другая сторона вопроса, о которой нельзя умалчивать. Есть и будут ситуации, когда крайне сложно организовать жизнь и помощь гражданину за пределами ПНИ.

Но такие ситуации не должны решаться незаконными запретами «выпускать» человека, потому что нет бумажки о том, что он – человек. Скрупулезная работа с человеком, нацеленная на понимание причин, по которым он желает прекратить отношения с ПНИ (возможны проблемы с соседями в ПНИ, персоналом, умаление его прав, насилие), – является основой для разрешения вопросов устройства его жизни другими способами, нежели выписка из ПНИ.

Изменение норм права относительно процедур выписки меняет подход к человеку: не «нельзя, запрещено, потому что…» – а «давай подумаем, что ждет тебя там, за пределами ПНИ, и что тебя беспокоит здесь, как тебе помочь».

Тем самым законопроект решает следующие задачи:

1) не допустить, чтобы человек, нуждающийся в помощи, независимо от того, может он жить самостоятельно или нет, оказался без помощи вне ПНИ. Почувствуйте разницу! Вопрос: может он оказаться вне ПНИ или нет – вообще не ставится, этот вопрос уже решен законодательством о социальном обслуживании; решение этого вопроса не может зависеть от врачебного заключения, что подтвердил Конституционный суд;

2) не допустить, чтобы вопрос выписки зависел от возможности обеспечения гражданина государственным жильем и наоборот;

3) побудить государство интенсивнее развивать нестационарные формы социального обслуживания для лиц с психическими расстройствами, создавать общежития для таких лиц, иные формы их проживания с поддержкой со стороны государства и общества.

Если обобщить, то основной смысл предлагаемых изменений состоит в следующем. Сейчас человеку незаконно запрещают выписаться, ограничивают его конституционные права; механизм же, предлагаемый законопроектом, предполагает, что человека должны уговаривать остаться, если необходимо, убеждать и объяснять, что ему лучше жить в интернате, так как нет жилья, помощи мало, обманут, убьют и т.

д. Такое положение вещей сильно меняет установки, культуру отношений.

Конечно же, это не будет происходить быстро: придется бороться за выход конкретных проживающих в ПНИ людей; возможно, появятся новые виды злоупотреблений. Но это вопрос комплексный; и в любом случае – будет значительно лучше, чем сейчас, и права людей, нуждающихся в усиленной защите, будут защищены гораздо сильнее.

[i] Как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

[ii] Право встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях у граждан, проживающих в ПНИ, такое же, как у всех граждан РФ.

Автор статьи
Новиков Сергей Вячеславович
Практикующий юрист с 10-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.
Следующая
СоциальноеКакие льготы у человека лишенного дееспособности мос ру

Добавить комментарий

Adblock
detector