Образец аудиторского суждения для казенного учреждения в 2024 году, скачать

План внутреннего финансового аудита — это документ, который регламентирует порядок проведения ревизионных мероприятий в организации. Такой контроль обязателен для бюджетников.

Где описаны правила

Распорядители бюджетных средств, администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджета проводят внутренний финаудит. Требование устанавливает статья 160.2-1 Бюджетного кодекса.

По приказу Минфина № 143н от 21.09.2015 структурные подразделения Минфина, федеральные казенные учреждения, бюджетные организации-исполнители государственных контрактов, финансируемые из федерального бюджета, подлежат обязательному финаудиту. Рассмотрим упрощенный внутренний аудит в бюджетном учреждении и условия, по которым он проводится.

Особенности и требования к осуществлению финаудита определяются следующими нормативно-правовыми актами:

  1. БК РФ (ст. 157, ст. 160.2-1, ст. 165 и др.).
  2. Постановлением Правительства РФ № 193.
  3. Приказами Минфина № 143н от 21.09.2015, № 356 от 07.09.2016, № 822 от 30.12.2016.
  4. Федеральным стандартом (приказ Минфина № 237н от 18.12.2019).
к содержанию ↑

Зачем нужна внутренняя проверка

Ключевая роль внутреннего финансового аудита в бюджетном процессе главного распорядителя бюджетных средств — оценка надежности системы контроля организации, достоверности отчетности, экономности и эффективности расходования бюджетных средств. Выявленные риски и отклонения анализируются по всем направлениям деятельности проверяемой организации.

По результатам контроля разрабатываются рекомендации для ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Перечень проверяющих лиц назначает руководитель учреждения. Допускается назначить ответственными за проведение финконтроля лиц из сторонних организаций.

Должностные лица, на которых возложена контрольная функция, несут ответственность за полноту и достоверность аудиторского заключения и качество разработанных рекомендаций.

По правилам финансовый аудит бюджетных учреждений проводится на 45 календарных дней (п. 1 приложения 2 к приказу Минфина № 143н от 21.09.2015).

Приостановление аудиторской проверки допускают в следующих случаях:

  • если отсутствуют первичные учетные документы либо их состояние неудовлетворительно, — на период, необходимый для восстановления указанных документов;
  • когда существуют обстоятельства, которые препятствуют проведению проверки, — на период устранения этих обстоятельств.
к содержанию ↑

Порядок составления плана

Мнение эксперта
Новиков Сергей Вячеславович
Практикующий юрист с 10-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

Для проведения проверки составляется план контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю, индивидуальный для каждого подведомственного учреждения. Для аудиторской проверки необходимо указать:

  • тему;
  • перечень вопросов, которые будут изучаться в ходе проверки;
  • сроки проведения;
  • список ответственных должностных лиц.

Подготавливая карту внутреннего финансового контроля на 2024 год, учитывайте:

  • существенность операций, то есть оказывают ли проверяющиеся операции значительное влияние на показатели отчетности;
  • объем выборки операций, которые будут тестироваться для определения надежности контроля;
  • возможные риски после проведения контроля;
  • сроки проведения проверки;
  • возможность проведения внеплановых аудиторских проверок.
к содержанию ↑

Как утвердить план

План утверждается до начала календарного года. Включаются в программу аудиторского мероприятия при проведении внутреннего финансового аудита анализ законности проведенных организацией хозяйственных операций, актуальности учетной политики, степени автоматизации процессов в организации, обоснованности профессиональных суждений ответственного за учет должностного лица, прав доступа пользователей к базам данных, первичных учетных документов, бюджетной отчетности.

к содержанию ↑

Как проходит финаудит

Аудиторский контроль проводится путем документального и фактического изучения законности хозяйственных операций и достоверности бюджетной отчетности. Должностные лица, которые проводят внутренний контроль, имеют право:

  • запрашивать и получать необходимые документы, материалы и информацию об организации и результатах финаудита;
  • посещать занимаемые объектом помещения и территории;
  • привлекать независимых экспертов.

К обязанностям субъекта относится соблюдение требований нормативно-правовых актов, проведение внутреннего финансового контроля и аудита строго по утвержденной программе, ознакомление руководителя объекта аудита с программой и результатами.

к содержанию ↑

Пример для казенного учреждения

Актуальный пример плана аудиторской проверки — казенного учреждения:

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Внутренний финансовый аудит в казенном учреждении

Внутренний финансовый аудит в казенном учреждении имеет ряд отличий от обычной аудиторской проверки.

Хотя задачи он решает стандартные — проверка правильности заполнения бумаг, соблюдение внутренних стандартов по закупкам, целевое расходование денежных средств и другие.

Но как осуществляется внутренний финансовый аудит для государственных учреждений? По какому алгоритму выполняется проверка? И кто может быть исполнителем аудиторской проверки? В статье эти вопросы будут в деталях рассмотрены.

к содержанию ↑

Особенности финансового аудита для казенных учреждений

Казенные учреждения — это любые организации, которые получают финансирование из государственного бюджета. По закону необходимо ежегодное осуществление внутреннего финансового аудита таких организаций.

Объектом проверки является учетная документация финансового отдела, которым руководит главным администратор.

Аудит позволяет оценить правильность и достоверность заполнения бумаг, а также поиск бухгалтерских ошибок.

Некоторые другие особенности:

  • Инициатором проверочных работ также является администратор, а типовые сроки проверок обычно прописываются во внутренней документации организации.
  • Внутренний финансовый аудит в государственных органах касается как автономных организаций, так и отдельных структурных единиц в составе более крупных органов.
  • Примерами автономных образований могут быть школы и детские сады, которые функционируют по отдельности (хотя и существуют надзорные комиссии и органы).
  • Пример структурной единицы — избирательная комиссия по округу во время проведения парламентских выборов (такая комиссия подчиняется более крупным структурным единицам).

Внутренний финансовый аудит и аудит расходов и доходов организации или предприятия часто путают. Однако эти две проверки имеют ряд важных отличий. Если Вам нужна более подробная информация об проверке доходов и расходов, читайте нашу тематическую статью «Аудит расходов и доходов организации или предприятия.»

Что признается в качестве казенного учреждения?

Казенным учреждением признается любая организация, которая финансируется за счет средств государственного бюджета или муниципальных органов.

Например, заведение культуры, таможенные органы, избирательная комиссия, центры оказания административных услуг.

☝️ Тип учреждения на особенности аудиторских проверок не влияет.

Например, у Вас есть школа или избирательная комиссия — внутренний финансовый аудит в таком случае будет проводиться на стандартных основаниях.

Функционирование казенных учреждений регулируется государством. Основной регулирующий закон — 161 статья Бюджетного кодекса.

Важные особенности этой статьи:

  1. Некоторые казенные учреждения не получают доходы, а имеют только расходные операции (например, муниципальные школы). На правила проведения аудита это не влияет — для таких заведений аудит проводится по стандартной схеме в установленные законом сроки.
  2. Финансирование бюджетных организаций осуществляется через особое уполномоченное лицо, входящее в штат учреждения — это распорядитель. Деньги поступают на официальные счета организации в соответствии с планом бюджетного финансирования. Бюджетные перечисления могут иметь целевое или нецелевое назначение.
  3. Казенные организации обладают стандартным налогом на прибыль, если они ее получают. Уплата осуществляется по стандартному алгоритму — определение суммы налога в учетном периоде, подача декларации, фактическая уплата налогов в пользу государственного бюджета.

Как видите, казённое учреждение имеет множество особенностей функционирования, которые закреплены на законодательном уровне. Если Вам нужна информация об аудите коммерческих (негосударственных) организаций, то читайте другую нашу статью на сайте «Анализ и аудит финансовой отчетности предприятий. Внутренний финансовый аудит организации.»

к содержанию ↑

Какие задачи решает аудиторская проверка в казенных учреждениях?

Финансовый аудит в казенном учреждении выполняет множество задач — перечислим основные из них:

✔️ Проверка бюджетной организации на соответствие регулирующим нормативно-правовым актам. Проверяется категория учреждения (образовательное, культурное, административное), его формат (с доходами или без), количество работников и другие важные параметры.

✔️ Проверка внутренних бумаг организации по всем доходным и расходным операциям. Это могут быть бюджетные заявки, сметы по доходам и расходам, чеки об оплате и так далее. Помимо этого аудитор проверяет обоснованность тех или иных финансовых операций, чтобы убедиться, что в заключении сделок не было личной выгоды.

✔️ Проверка финансовых показателей на соответствие лимитам по доходным и расходным операциям. Дело в том, что многие бюджетные организации контролируются путем установления лимитов. Если эти лимиты нарушены, могут последовать штрафные санкции, а аудит позволит узнать, были ли превышены лимиты или нет.

✔️ Поиск внутренних ошибок в бухгалтерской отчетности. Например, бухгалтер неправильно подсчитал итоговые расходы в учетном периоде либо забыл внести доходные операции. Помимо этого оценивается достоверность отчетностей, их соответствие реальному положению дел.

к содержанию ↑

Кто может проводить проверку в государственном учреждении?

Проведение внутреннего финансового аудита обычно выполняют частные коммерческие организации, у которых есть разрешение на проведение аудиторских проверок. Это могут быть любые организации, у которых есть допуск СРО и в штате которых числятся сотрудники, способные взяться за такую работу.

Мнение эксперта
Новиков Сергей Вячеславович
Практикующий юрист с 10-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

Для проведения аудиторской проверки заключается договор, в котором определяются задачи, цели, особенности аудита. Стоимость проекта оговаривается заранее на основании стандартного прейскуранта цен.

Помимо частных компаний за планирование и проведение внутреннего финансового аудита могут и некоторые другие лица:

  • Частные эксперты-аудиторы. В данном случае проводится так называемая упрощенная организация внутреннего финансового аудита. Она позволяет выявить большинство бухгалтерских ошибок, однако обратите внимание, что не все бюджетные организации могут прибегать к упрощенному режиму проверки.

  • Раньше проверку могли проводить государственные аудиторские организации с необходимыми разрешениями. Однако на сегодняшний день большинство таких структурных подразделений упразднено, поэтому к услугам государственных проверяющих лиц сегодня прибегают крайне редко.
к содержанию ↑

Какие методы проверки используются?

Организация внутреннего финансового аудита подразумевает применение трех методов проверки — рассмотрим их более детально:

Камеральный метод

При таком способе главный администратор или его официальный представитель посещают аудиторскую компанию и передают все необходимые документы на проверку.

После этого аудитор проводит сверку бумаг и составляет итоговый отчет. Какие-либо дополнительные работы не проводятся — если каких-либо документов не хватает, аудитор запрашивает их по телефону, через интернет.

Камеральный подход практичен — руководителю организации достаточно собрать все бумаги и передать их аудиторской организации.

Выездной метод

В данном случае порядок обеспечения внутреннего финансового аудита в учреждении осуществляется по такому алгоритму. Главный администратор заказывает аудиторскую проверку лично или по телефону, аудиторы приезжают в центральный офис организации и проводят проверку.

Проверка обычно выполняется уже в офисе аудитора, хотя в некоторых случаях она может осуществляться прямо на месте (например, в случае небольших организаций).

Выездной метод является удобным, однако он не всегда является практичным — например, бухгалтер может быть занят, что создаст трудности с передачей бумаг.

Комбинированный метод

Данный государственный финансовый аудит подразумевает комбинирование камерального и выездного подхода.

Например, администратор или его официальный представитель передает лично бумаги будущему аудитору, а при необходимости проверяющее лицо может выполнить выезд, чтобы собрать недостающие документы или проверить некоторые отчетности.

Комбинированный метод является основным, а на практике он используется чаще всего, поскольку позволяет собрать все необходимые сведения.

к содержанию ↑

По какому алгоритму проводится аудиторская проверка?

Порядок осуществления управлением образования внутреннего финансового аудита будет стандартным. Обычно он состоит из трех этапов — это предварительные работы, фактический аудит и составление итоговой декларации. Ниже мы каждый из этапов рассмотрим более подробно.

Заключение договора и предварительное планирование

На начальном этапе руководитель субъекта внутреннего финансового аудита (обычно это главный администратор) составляет приказ о проведении аудита.

При необходимости может созываться комиссия по внутреннему финансовому аудиту, хотя в большинстве случаев эта процедура не требуется. После этого он находит аудиторскую организацию и составляет с ней договор о проведении предстоящих работ.

В договоре отражается множество сведений — перечислим ключевые из них:

  • Цели, задачи и формат проведения аудиторской проверки. Именно здесь прописывается, каким способом будет проводиться аудит и на какие вопросы он должен дать ответ.
  • Стоимость проведения работ. В большинстве случаев стоимость аудита оговаривается заранее, а для выполнения работ казенное учреждение обязано оплатить работы заранее в полном объеме либо по модели аванса.
  • Сроки проведения аудита. Аудиторская проверка обычно занимает несколько дней, хотя в некоторых случаях проверочные работы могут затянуться на несколько недель.

Фактическое проведение аудиторской проверки

После заключения договора аудиторской организации передаются все необходимые бумаги на проверку. Компания-аудитор обычно распределяет работы между несколькими работниками, чтобы ускорить проверку.

Сюда включается множество работ — это проверка расходных и доходных смет, изучение бюджетных заявок, пересчет данных по доходным операциям и другие. Помимо этого анализируется перемещение денежных средств, оценивается целесообразность расходных операций, оценивается целесообразность применение текущего налогового режима.

Составление акта и заключения

По завершении работ составляется две бумаги — акт и заключение (иногда их объединяют в один документ):

  • Акт. Содержит перечень обнаруженных ошибок. Также проводится их анализ, указываются вероятные причины их возникновения.
  • Заключение. Тут дается итоговое заключение по аудиту, а также перечисляется список советов и рекомендаций относительно того, как улучшить финансовое положение компании и избежать ошибок в будущем.

Обратите внимание, что составление акта и заключения мы рассмотрели лишь в общих чертах. Если Вам нужны более подробные сведения, Вы можете найти дополнительную информацию в статье «Акт и заключение аудиторской проверки. Отчет по финансовому аудиту.»

Автор статьи
Новиков Сергей Вячеславович
Практикующий юрист с 10-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.
Следующая
ДругоеЧто делать если коммерческая компания подключилась к электросети жилого дома

Добавить комментарий

Adblock
detector