Как ведут деятельность после 24.02.2024 компании у которых учредитель общество германия 100%

В каком размере подлежит обязательной продаже экспортная выручка, которая была зачислена на транзитные валютные счета до 10 июня 2024 года?

С 10 июня 2024 года обязательная продажа экспортной выручки, в том числе зачисленной на транзитные валютные счета в период с 28 февраля по 9 июня 2024 года и еще не проданной, не осуществляется. Официальное разъяснение Банка России от 27.06.2022 № (абзац 3 пункт 1) подготовлено с учетом решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 9 июня 2024 года, согласно которому с 10 июня 2024 года обязательная продажа валютной выручки экспортерами осуществляется в размере 0%.

Можно ли российским банкам c 1 марта 2024 года использовать свои корреспондентские счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации?

Запрет на перечисление денежных средств в иностранной валюте на свои счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не распространяется на российские кредитные организации.

Введен ли запрет на операции по получению резидентом иностранной валюты в виде возврата займа нерезидентом либо уплату нерезидентом процентов (штрафов), иных платежей, предусмотренных договором займа?

С 1 марта текущего года установлен запрет только на передачу нерезидентам денежных средств в иностранной валюте как по вновь заключаемым договорам займа, так и по действующим на указанную дату договорам займа. Передача денежных средств в иностранной валюте нерезиденту в рамках исполнения действующих договоров займа, заключенных до 1 марта текущего года, подлежит немедленному прекращению.

При этом валютные операции по получению резидентами иностранной валюты при исполнении нерезидентами своих обязательств по договорам займа, ранее предоставленных резидентами нерезидентам, не ограничиваются (включая операции возврата нерезидентами займа, оплате нерезидентами сумм процентов и (или) штрафных санкций по такому займу).

Возможна ли покупка резидентами товаров за рубежом, оплата услуг, в том числе, связанных с коммунальными платежами за недвижимость, находящуюся за рубежом, оплата обучения, медицинских услуг?

Указ не устанавливает запрет на осуществление резидентами (физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, «самозанятые» лица) платежей в пользу нерезидентов как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте на указанные цели.

Как определяется сумма иностранной валюты, полученной от нерезидента с 1 января 2024 года в отношении которой предусматривается обязательной продажа резидентом-участником внешнеторговой деятельности валютной выручки?

Расчет 80 процентов суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, осуществляется резидентом — участником внешнеторговой деятельности самостоятельно от суммы остатка иностранной валюты, находящейся на счетах (в том числе на транзитных валютных счетах, расчетных счетах, счетах по депозитам) резидента — участника внешнеторговой деятельности по состоянию на 28 февраля 2024 года и поступившей от экспортной деятельности в период с 1 января 2024 года по 28 февраля 2024 года. Для подтверждения того, что такой остаток иностранной валюты является экспортной выручкой, указанный резидент предоставляет уполномоченному банку информацию, обосновывающую остаток экспортной выручки, находящейся на счете (счетах) резидента — участника внешнеэкономической деятельности, подтверждаемую в том числе выписками по счету (счетам).

к содержанию ↑

Согласование сделок с иностранным инвестором по новым правилам

Еще во второй половине 2021 г. многие эксперты и участники рынка отмечали изменение процедур контроля за совершением сделок.

Прежде всего это касалось сроков согласования сделок с участием иностранных инвесторов, которые зачастую могли выходить за пределы сроков, установленных как Законом о защите конкуренции, так и актами, регулирующими иностранные инвестиции. В такой ситуации даже по относительно несложным сделкам, которые априори не могли привести к ограничению конкуренции на рынке, ожидать принятия решения по истечении месяца было весьма проблематично.

Итак, еще в начале текущего года можно было констатировать трансформацию подходов к согласованию сделок с участием иностранных инвесторов. Дальнейшие радикальные изменения в данной процедуре произошли после 24 февраля, когда по объективным причинам внимание к сделкам с иностранным участием значительно усилилось (в основном это коснулось сделок с так называемыми инвесторами из «недружественных» государств, в ряды которых попали наиболее популярные для сделок юрисдикции).

Мнение эксперта
Морозов Алексей Юрьевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

Это проявилось как в появлении отдельных процедур контроля, так и в их влиянии на процессы согласования сделок (например, классического mergercontrol).

Среди ряда новых контрольных процедур можно выделить, на мой взгляд, ключевые, способные оказать влияние на подавляющее большинство сделок, касающихся российского рынка:

  • согласование сделок между резидентами и недружественными иностранными инвесторами 1 по приобретению ценных бумаг и недвижимого имущества с подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (далее – Подкомиссия) 2 . Соответствующая процедура регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2024 г. № 295 (далее – Правила) 3 ;
  • получение разрешений Банка России на оплату резидентом доли, вклада, пая в имуществе юридического лица – нерезидента 4 в соответствии с процедурой, установленной решением Совета директоров Банка России от 25 марта 2024 г.

При этом поскольку указанные процедуры готовились в оперативном порядке, практически сразу после их принятия стали появляться уточняющие правовые акты и разъяснения регуляторов (прежде всего Банка России), так как у участников рынка возникло множество вопросов к новым процедурам, в том числе с точки зрения обоснованности их применения в конкретных ситуациях. К сожалению, на многие из них ответов до сих пор нет, что не добавляет определенности в функционирование соответствующих процессов.

Это особенно наглядно проявляется на примере классических сделок по приобретению акций (долей в уставном капитале) компаний – они составляют большинство сделок, подлежащих согласованию с ФАС России и иными регуляторами. Например, отсутствует срок, в течение которого сделка должна быть рассмотрена в рамках процедуры согласования с Подкомиссией, что очевидным образом влияет на процесс планирования.

При этом по имеющимся у меня данным фактические сроки согласования варьируются от нескольких дней до месяцев и – предположительно – могут зависеть от степени фактической вовлеченности госоргана, курирующего соответствующую сферу.

Также до сих пор нет четкого понимания, попадают ли сделки с долями российских хозяйственных обществ в периметр процедуры согласования с Подкомиссией. Из буквального толкования нормативных правовых актов следует, что они содержат указание исключительно на ценные бумаги, а доля в уставном капитале таковой, очевидно, не является.

Вероятно, руководствуясь именно данной трактовкой, Федеральная нотариальная палата РФ выпустила письмо 5 , в котором прямо указала, что соответствующий порядок не распространяется на сделки с долями. На практике нотариусы следуют этому подходу.

Казалось бы, какие в такой ситуации могут быть вопросы? Тем не менее они возникают. Это связано с тем, что указание на доли в уставном капитале периодически появляется в различных документах, имеющих отношение к рассматриваемой процедуре.

Например, его можно встретить в п. 5 Правил, регулирующих порядок согласования сделок, пресс-релизах Банка России, косвенно касающихся данного вопроса, а также в Указе Президента РФ от 4 мая 2024 г.

№ 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами», устанавливающем широкий перечень исключений в отношении необходимости согласования сделок, в том числе с ценными бумагами и недвижимостью. В частности, в подп.

«д» и «е» п. 5 документа прямо указаны «дополнительные акции (доли) российских юридических лиц», без использования термина «ценная бумага».

Означает ли это, что сделки с долями все-таки подлежат согласованию с Подкомиссией? Однозначно ответить на этот вопрос сложно, поскольку в Указе Президента № 254 речь буквально идет только о дополнительных акциях (долях), т.е. появившихся, например, в результате увеличения доли участника общества или получения доли новым участником.

В то же время сложно представить объективное логическое обоснование, почему соответствующая процедура с учетом ее смысла и целей должна применяться к акциям АО, но не к долям в уставном капитале ООО?

Данная конструкция может усложняться тем, что сделка совершается на уровне иностранного холдинга, непосредственно владеющего долями или даже акциями в российских компаниях. Входит ли такое косвенное приобретение в периметр контроля? Однозначного ответа тоже нет.

В отсутствие официальной позиции по указанным вопросам стороны сделок вынуждены взвешивать риски отказа от обращения за согласием регулятора, с одной стороны, и очевидную необходимость прохождения дополнительной процедуры контроля с неопределенными сроками и перспективами – с другой.

При этом сложность выбора может усугубляться тем, что зачастую упомянутое согласование может быть не дополнительным (например, по отношению к привычному согласованию сделки с ФАС), а единственно необходимым, поскольку, в отличие от существующих процедур, новые не содержат пороговое значение, при превышении которого требуется согласие Подкомиссии 6 . Таким образом, сделка по приобретению резидентом только 20% долей в уставном капитале российской компании 7 может рассматриваться исключительно с точки зрения получения согласия Подкомиссии.

Даже учитывая эти риски, не всегда можно быть уверенным в их оценке в силу отсутствия прямого указания, касающегося последствий нарушения обязанности по согласованию сделки с Подкомиссей. Безусловно, исходя из смысла и целей регулирования, с большой долей вероятности можно утверждать, что такая сделка может быть признана ничтожной как посягающая на публичные интересы 8 .

Если так, почему бы сразу не отразить это в тексте акта – как, например, в ч. 1 ст.

15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»?

Аналогичного рода вопросы возникают к процедуре согласования сделки с Банком России (оплата резидентом доли, вклада, пая в имуществе юридического лица – нерезидента). Например, имеются ли в виду не только доли, но и акции (ситуация, обратная рассмотренной)? Распространяется ли соответствующий запрет на оплату долей только при учреждении компании или, например, он также покрывает оплату долей в сделках купли-продажи?

Текст акта не содержит ответы на эти вопросы, в связи с чем приходится вновь обращаться к разъяснениям регулятора ( раздел «Вопросы и ответы» сайта Банка России), которые, если и позволяют на них ответить, то косвенно, используя толкование. Например, Банк России указывает, что речь идет об ограничении на прямое перечисление средств для участия в том, что в российском праве называется «общество с ограниченной ответственностью», «вклад в капитал общества», «пай в кооперативе».

Однако такой ответ не дает однозначного понимания, например, применительно к компании с ограниченной ответственностью на Кипре, которая, с одной стороны, является, по сути, аналогом российского ООО, а с другой – предполагает наличие акций, а не долей. В то же время из указанного ответа скорее следует, что соответствующая норма покрывает только случаи оплаты долей (возможно, и акций) именно при учреждении компании или увеличении уставного капитала, а не в рамках оплаты по договору купли-продажи.

Таким образом, на данный момент участники рынка оказались в состоянии значительной правовой неопределенности, и зачастую им приходится самостоятельно толковать те или иные правовые нормы. Мне могут возразить, что подобные ситуации всегда были характерны для отечественного нормотворчества и правоприменения в «чувствительных» сферах, однако хочется верить, что такая неопределенность является результатом стремительно меняющихся обстоятельств, а не создается искусственно.

Также важно понимать: хотя новые процедуры являются отдельными процессами, они неизбежно влияют на существующие режимы. Например, можно с уверенностью предположить, что, рассматривая сделку в рамках контроля по Закону о защите конкуренции, ФАС будет анализировать, подлежит ли она контролю в рамках новых процедур, и только при получении отрицательного ответа будет готова вынести собственное решение (хотя формально регулятор не имеет отношения к данным процедурам).

В случае положительного ответа соответствующее решение, очевидно, не будет принято ФАС до вынесения решения Подкомиссией. В связи с этим с практической точки зрения, если требуется согласование сделки с ФАС и есть значимая вероятность того, что одновременно требуется получить согласие Подкомиссии (например, при совершении сделок с долями ООО), наиболее целесообразным вариантом будет параллельное обращение сразу по двум процедурам.

На мой взгляд, риск того, что согласование с Подкомиссией затянется на более долгий срок, чем согласование с ФАС, не так велик, особенно при активном вовлечении курирующего госоргана в процесс согласования (не зря законодатель предоставил госорганам право выступать заявителями в рамках данной процедуры).

Подводя итог, можно констатировать, что несмотря на множество вопросов к новым процедурам, все они представляются решаемыми при взвешенном подходе участников рынка и регулятора и, самое главное, – новые процедуры, хотя и создают новую правовую реальность, фактически не накладывают на участников сделок каких-то очевидно невыполнимых требований по сравнению с действующими режимами.

1 Не имеет значения, в каком качестве – продавца или покупателя – выступают указанные лица. Достаточно, чтобы сторонами сделки являлись резидент и инвестор из «недружественного» государства.

Мнение эксперта
Морозов Алексей Юрьевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.

2 Указ Президента РФ от 1 марта 2024 г. № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации».

3 Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации.

4 Пунктом 2 Указа Президента РФ от 18 марта 2024 г. № 126 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования» установлен запрет на осуществление такой оплаты без согласования Банка России до 31 декабря 2024 г.

6 Например, в рамках классических согласований с ФАС России (mergercontrol) первоначальным порогом является 25% для АО и более 1/3 долей для ООО.

к содержанию ↑

Регистрация ООО с иностранным учредителем

По закону РФ учредителями ООО могут выступать физические и юридические лица из других государств. Для этого они должны подготовить соответствующий пакет документов и следовать правилам, которые приняты в отношении иностранных контрагентов.

Но в любом случае их деятельность будет несколько ограничена по сравнению с возможностями российских предпринимателей.

к содержанию ↑

Основные требования для учредителей из других стран

Гражданин другого государства может регистрировать ООО в России и выступать его учредителем при наличии двух документов:

разрешение на пребывание в РФ (например вид на жительство). Оно позволяет иностранному предпринимателю легально находиться на территории страны в течение нужного ему периода времени;

патент или разрешение на ведение коммерческой деятельности в России. Получив один из этих документов, гражданин другого государства сможет выступать в качестве учредителя организации.

Без этих двух документов иностранный гражданин не сможет стать учредителем ООО. Но по согласованию с другими учредителями он может попасть в список участников организации.

Если учредителем организации является юридическое лицо с регистрацией в другом государстве, то в составе этого юридического лица должно быть минимум 2 акционера (учредителя). При этом уставной капитал ООО не может быть меньше 10 тысяч рублей.

Оплатить эту сумму нужно в течение 4 месяцев со дня завершения регистрации компании. Оплату можно произвести также в форме имущества.

В этом случае необходимо привлечь независимого эксперта для оценки стоимости материального капитала. Сам процесс регистрации должен быть завершён в течение 3 рабочих дней после создания соответствующего запроса.

Ограничения по сферам деятельности

Если главой организации является иностранец, становятся недоступны следующие направления бизнес-активности:

работа с оборонными предприятиями;

аренда участков в пределах порта и возле границы;

ведение крупного бизнеса, связанного с издательством или телекоммуникациями;

любая деятельность, имеющая отношение к радиоактивным отходам.

Есть и другие условия, которые важно учитывать:

законные льготы для малого бизнеса становятся недоступны. Ограничение действует в том случае, когда доля иностранной компании в уставном капитале превышает 49%;

запрещено вести деятельность в сфере страхования. Запрет актуален, если доля в ООО иностранного гражданина составляет 50%;

нельзя открывать ООО в России, если у организации один учредитель и он является иностранным гражданином или юридическим лицом.

То есть иностранные предприниматели могут избежать некоторых ограничений, если зарегистрируют ООО в партнёрстве с гражданами РФ.

Налоговые особенности

Компаниям с иностранным учредителем доступны не все режимы налогообложения в РФ. На работу организации влияют следующие факторы:

запрет на применение УСН. Этот налоговый режим нельзя использовать, если учредителем является иностранная организация и её доля в уставном капитале ООО составляет 25% и более;

увеличение ставки налога на дивиденды до 15%. Для всех ООО с иностранными контрагентами;

разрешение на применение УСН. Действует для тех организаций, чьи иностранные учредители являются физическими лицами.

Чтобы иностранец смог стать учредителем, нужно подготовить правильный проект трудового договора до момента регистрации компании. После постановки ООО на учёт в налоговой инспекции составленный договор должен быть подписан директором.

Общество с участием иностранных инвесторов ведёт свою деятельность в России на основании тех же законов, что и другие подобные организации.

Автор статьи
Морозов Алексей Юрьевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Опыт более 3 лет в защите правовых интересов.
Следующая
ДругоеФЗ 142 от 2024 года с комментариями

Добавить комментарий

Adblock
detector