Как может защитить себя педагог если против него ведётся служебное расследование

В соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Согласно п. 2 ст. 336 ТК РФ одним из дополнительных оснований прекращения трудового договора с педагогическим работником является применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. Примечание 1.

В данном случае привлечение педагогического работника к дисциплинарной ответственности в виде увольнения не освобождает его от привлечения к иной ответственности (материальной, уголовной и т.п.). Примечание 2.

На случаи увольнения по п. 2 ст. 336 ТК РФ гарантии, предусмотренные для женщин и лиц с семейными обязанностями, не распространяются.

Обязательным условием прекращения трудового договора по указанному основанию является факт одновременного нахождения пострадавшего и педагогического работника в рамках единого воспитательного процесса, который может осуществляться как в самом учреждении, так и в организованном учреждением мероприятии (турпоходе, спортивном соревновании, посещении театра и т.п.). Применение физического или психического насилия за рамками такого процесса, например в быту, образует состав иного правонарушения.

Если со стороны педагогического работника имели место проявления физического или психического насилия над обучающимся (воспитанником) либо поступила информация об указанных событиях, перейдите к шагу 2.

Примечание 1: физическим или психическим насилием является умышленное причинение обучающемуся, воспитаннику физических или нравственных страданий с целью наказания или принуждения к совершению каких-либо действий.

Причинение указанных последствий по неосторожности основанием для прекращения трудового договора не является. Кроме того, умыслом педагогического работника должен охватываться и тот факт, что физическое или психическое насилие он применяет к своему воспитаннику/обучаемому. Физическое насилие может быть выражено в нанесении ударов, побоях; совершении иных действий, причиняющих физическую боль; причинении телесных повреждений различной степени тяжести; принудительной изоляции обучающегося, воспитанника и т.п.

Факт применения физического насилия может быть установлен не только по внешним признакам (наличие на теле обучающегося кровоподтеков, синяков, ссадин и др.), но и по психическому состоянию лица, подвергшегося физическому насилию. Психическое насилие может выражаться в форме оскорблений, угроз, высказываний, унижающих человеческое достоинство, и т.п.

Примечание 2: следует различать увольнения по п. 8 ч. 1 ст. 81 и п. 2 ст. 336 ТК РФ. Первое основание для прекращения трудовых отношений распространяется на любого работника, выполняющего воспитательные функции, второе – на педагогического работника.

к содержанию ↑

Определите, есть ли основания для расторжения трудового договора с педагогическим работником

Работодателю необходимо установить факт применения насилия со стороны педагогического работника, его цель, время, место, наличие или отсутствие умысла, все обстоятельства события и зафиксировать информацию о данном событии. Примечание 3.

Подтвердить факт применения физического и (или) психического насилия можно при помощи медицинского заключения, осмотра пострадавшего, свидетельских показаний и других видов доказательств.

Поводом для разбирательства могут служить соответствующие заявления как самого потерпевшего (воспитанника, обучающегося), так и его родителей, кроме того, о факте применения насилия может стать известно из материалов правоохранительных органов либо из заявлений свидетелей.

Для расследования и установления факта применения педагогическим работником методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, издайте приказ (распоряжение) о создании соответствующей комиссии.

В приказе необходимо указать дату создания комиссии, Ф.И.О. и должности работников, включенных в ее состав, а также цель, срок действия и полномочия комиссии.

Ознакомьте с приказом работников – членов комиссии под расписку.

В процессе работы комиссия проводит мероприятия, необходимые для выяснения всех обстоятельств события и осуществляет оформление (документирование) доказательств, которые необходимы для обоснования увольнения педагогического работника:

— получает от работника письменные объяснения;

— собирает свидетельские показания других работников, воспитанников (учащихся) – очевидцев;

— проводит анализ представленных документов, содержащих информацию о событии (например, с заявлением, жалобой могут обратиться родители учащегося (воспитанника), могут быть представлены медицинские документы, подтверждающие следы физического насилия, заключение специалиста о психическом состоянии воспитанника после события).

На подготовку письменного объяснения о случившемся событии работнику предоставляется срок не менее 2 рабочих дней.

Предложите работнику ознакомиться с составленным актом под расписку. В случае отказа сделайте в акте соответствующую отметку.

По итогам работы комиссия составляет акт в произвольной форме о применении педагогическим работником методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (Акт расследования комиссии). Примечание 4.

Если в результате расследования были собраны и задокументированы достаточные доказательства факта применения педагогическим работником методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, у работодателя есть все основания для привлечения педагогического работника к дисциплинарной ответственности (в том числе увольнение).

Если Вы пришли к выводу о невозможности сохранения трудовых отношений с работником, перейдите к шагу 3.

Примечание 3: применение физической силы в ответ на нападение обучающихся не может стать основанием увольнения.

Примечание 4: без надлежащего оформления доказательств совершения педагогическим работником дисциплинарного проступка применение дисциплинарного взыскания (в том числе увольнение) может быть признано незаконным.

к содержанию ↑

Издайте приказ об увольнении и ознакомьте с ним работника

Мнение эксперта
Новиков Сергей Вячеславович
Практикующий юрист с 10-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

Издайте приказ (распоряжение) о расторжении трудового договора в связи с применением педагогическим работником методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

В приказе следует указать конкретные действия, которые являются основанием увольнения (физическое, психическое насилие либо физическое и психическое насилие).

Основанием для приказа могут служить документы, подтверждающие, что имело место физическое и (или) психическое насилие со стороны педагогического работника. Примечание 5.

В день увольнения (последний день работы) ознакомьте работника с приказом (распоряжением) об увольнении под подпись. По требованию работника выдайте ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения). Примечание 6.

Примечание 5: если в результате применения методов воспитания, связанных с физическим насилием, здоровью воспитанника или обучающегося причинен вред (различной тяжести), в отношении педагогического работника может быть возбуждено уголовное дело.

Примечание 6: в случае, когда приказ о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под расписку, на приказе производится соответствующая запись. При отказе работника от ознакомления с приказом или от подписи составьте акт. На тексте самого приказа следует зафиксировать, что в связи с отказом работника от ознакомления или от подписи составлен акт.

к содержанию ↑

Внесите сведения об увольнении в трудовую книжку и личную карточку работника

Внесите сведения об увольнении в трудовую книжку и личную карточку работника (форма Т-2). Под расписку ознакомьте работника с произведенными записями. Примечание 7.

Также в трудовую книжку должны быть внесены записи обо всех поощрениях работника.

Примечание 7: при увольнении работника все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя (при наличии) и подписью самого работника.

При отказе работника от подписи составьте акт (с указанием даты, времени и места составления акта). Предложите работнику ознакомиться с составленным актом под расписку. В случае отказа сделайте в акте соответствующую отметку. В трудовой книжке запись об отказе работника расписаться делать нельзя.

к содержанию ↑

Выдайте трудовую книжку работнику

Трудовая книжка с внесенной в нее записью об увольнении должна быть выдана работнику в день увольнения (последний день работы). Примечание 8.

Получение работником своей трудовой книжки подтверждается его подписью в книге учета движения трудовых книжек (и вкладышей). Примечание 9.

Примечание 8: целесообразно перед выдачей уже оформленной трудовой книжки на руки работнику сделать ее копию и приобщить к личному делу уволенного работника.

Примечание 9: в случае если в день увольнения работника (прекращения трудового договора) выдать трудовую книжку невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от получения трудовой книжки на руки, работодателю следует составить акт (с указанием даты, времени и места составления акта). Предложите работнику ознакомиться с составленным актом под расписку.

В случае отказа сделайте в акте соответствующую отметку. Если в день увольнения работник отсутствует или отказался получать трудовую книжку, направьте работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте.

Пересылка трудовой книжки почтой по указанному работником адресу допускается только с его согласия. Копия уведомления и документы о его направлении приобщаются к акту об отсутствии на работе или об отказе получить трудовую книжку.

к содержанию ↑

Выдайте работнику документы, связанные с работой

В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику по его письменному заявлению заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

Мнение эксперта
Новиков Сергей Вячеславович
Практикующий юрист с 10-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

Также работнику должна быть выдана справка о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности). Примечание 10.

Примечание 10: справка о сумме заработка выдается работнику без заявления с его стороны. Она необходима для расчета пособия по нетрудоспособности, беременности и родам на новом месте работы.

к содержанию ↑

Произведите выплаты работнику

В день увольнения выплатите работнику заработную плату, компенсацию за все неиспользованные отпуска (если таковые имеются). При этом выходное пособие при увольнении работнику не выплачивается.

При увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, из выплачиваемой ему заработной платы может быть произведено удержание за неотработанные дни отпуска. Не производится удержание из компенсации и других выплат.

Ответственность за неправомерное удержание возлагается на работодателя. Примечание 11.

Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. Ответственность за несвоевременную выплату указанных сумм возлагается на работодателя.

Примечание 11: иная задолженность работника (в т.ч. материально ответственного лица) перед работодателем не является основанием для удержания при увольнении и должна погашаться (взыскиваться) в ином (в т.ч. судебном) порядке.

к содержанию ↑

Направьте материалы проверки в правоохранительные органы

Собранные в ходе расследования комиссии доказательства о применении педагогическим работником методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, следует направить в правоохранительные органы для проверки.

Направьте в военкомат сведения об увольнении работника, подлежащего воинскому учету

Работодатель обязан в течение 2 недель сообщить в военкомат и (или) органы местного самоуправления об увольнении работника, подлежащего воинскому учету, по форме, указанной в Приложении № 9 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях, утвержденным Генштабом Вооруженных Сил РФ.

Необходимо иметь письменные подтверждения направления в военкомат указанного сообщения.

к содержанию ↑

Уведомьте судебного пристава-исполнителя и взыскателя об увольнении работника-должника

Работодатель обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю об увольнении работника, из заработной платы которого производились удержания по исполнительному документу, и вернуть им этот документ.

Необходимо иметь письменные подтверждения направления судебному приставу указанного сообщения.

к содержанию ↑

Уведомьте лицо, получающее алименты, об увольнении работника-должника

Если работник является должником по уплате алиментов, информацию об увольнении такого работника нужно направить как судебному приставу-исполнителю, так и лицу, получающему алименты. Срок для направления сведений в этом случае составляет три дня.

Необходимо иметь письменные подтверждения направления указанного сообщения лицу, получающему алименты от уволенного работника.

к содержанию ↑

Как учителю защититься от клеветы родителей?

Оговор, распространение искаженных или неправдивых сведений, клевета на учителя со стороны родителей учеников в последнее время стали вполне обыденным явлением. Подобные действия, начиная от жалоб на несправедливость и жестокое отношение учителя к ребенку и заканчивая обвинениями в уголовно наказуемых деяниях, типа получения взятки и сексуальных домогательств несовершеннолетних, направляемых в органы народного образования или размещаемых в интернете, наносят непоправимый удар по чести, достоинству, авторитету педагога и профессии учителя в целом.

Поэтому необходима корпоративная система защиты учителей, включающая как правовые, так и психологические меры.

Что такое клевета и как с ней быть

Клевета — это распространение ложной информации, порочащей честь и достоинство, подрывающей репутацию и доброе имя. То же значение имеют оговор, очернительство, поклеп, навет.

Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель в качестве мести, самовыражаясь или пытаясь свалить свою вину за проблемы ребенка на школу, его опорочит. «От людского оговора не уйдешь» и «Поклепами свои вины отводят» говорили наши предки. Что же делать в подобной ситуации? Существует два способа защиты.

1. Первичный, вне правового поля

  • Обратиться с докладной запиской к директору школы, в которой изложить все обстоятельства распространения клеветнических сведений.
  • Требовать тщательное расследование инцидента.
  • Организовать коллегиальное собрание, вынести ситуацию на обсуждение всего коллектива и заручиться его поддержкой. Во время собрания подробно описать ситуацию, отрицая чужую ложь. При этом нет необходимости приводить доказательства.
  • Сформировать своеобразный временный «профсоюз», цель которого — защитить коллегу от ложных обвинений.
  • Заручиться поддержкой вышестоящего лица, например районного методиста.
  • Защиту вести с позиции правовой базы о статусе, правах и обязанностях учителя, изложенной в Федеральном Законе «Об образовании РФ» и Инструкции о должностных обязанностях учителя.
  • Подать встречное заявления в управленческий орган учреждения образования или особую комиссию, занимающуюся урегулированием подобных споров.

Увы, не все ситуации регулируются подобными мерами, и родители продолжают безнаказанно оскорблять и клеветать на учителя. Остается второй способ защиты.

2. Обращение в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации согласно статье 152 ГК РФ.

Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме того, статья 151 ГК РФ предполагает денежную компенсацию морального вреда за клевету.

Но нужно учитывать, что родители могут подать аналогичное заявление об очернительстве в их адрес. Поэтому учителю следует предпринять следующие меры.

  • Записывать оскорбления и угрозы родителей на диктофон, чтобы предоставить в суде.
  • Заручиться поддержкой нескольких свидетелей.
  • Иметь поддержку лояльно настроенных к учителю родителей.

В результате кляузников привлекут к административной ответственности за оскорбление. Если же будет доказан непосредственно факт клеветы, то виновный получит очень большой штраф за содеянное.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Влияние оговора на психику

  • Снижает профессиональную и личностную самооценку.
  • Блокирует волю и разум, парализует способность защищать себя.
  • Формирует отрицательные эмоции.
  • Выводит из равновесия, лишает целостности.
  • Вызывает ступор в общении и действиях.
  • Создает неподконтрольную сознанию программу агрессии и самоагрессии.
  • Создает мышечные зажимы и нарушает работу сердца.
  • Уничтожает душевные силы.

СМИ буквально кричат о «беззащитности учителя». Тем самым, необдуманно, на уровне коллективного бессознательного создается установка: «учитель беззащитен, учитель — жертва». Но если есть жертва, всегда найдется палач.

Поэтому, говоря о защите учителя, стоит поменять позицию, в том числе самим педагогам, акцентируя внимание не на беззащитности, а на создании системы защиты. Коллективное бессознательное впитает в себя новую установку и начнет ее реализовывать, подобно тому, как во времена СССР реализовывало принцип непоколебимого авторитета советского учителя. Первоочередным в данной системе является:

  • Правовое обучение педагогов, их правовая информированность и компетентность.
  • Высокий уровень корпоративной культуры каждой школы, включая прописанную в кредо обязанность защищать сотрудников от очернительства и ложных слухов.
  • По возможности оснащение помещений школы камерами наблюдения.
  • Коуч-тренинги по формированию стратегии поведения в ситуации клеветы.
  • Психологические тренинги по раскрытию, стимулированию и использованию внутренних психо-эмоциональных ресурсов.

Примеры тренингов

Коуч-тренинг «4 позиции восприятия при клевете». Цель — сформировать эффективную стратегию поведения в ситуации поклепа, действуя с четырех позиций.

Первая «я»-позиция: собственная точка зрения, собственные убеждения, ценности. Вторая «вы» позиция — способность «влезть в шкуру» клеветника, пережить и понять ситуацию, приняв его точку зрения.

Третья «они» позиция — стать в ситуации сторонним наблюдателем, беспристрастным, хотя и заинтересованным. Четвертая «мы» позиция — ассоциироваться со всей системой.

(«Я есть система, школа, и как я, школа, поступлю, если мою часть, учителя математики обвиняют в рукоприкладстве»). В результате нарабатывается умение работать с информацией и эффективно действовать, учитывая различные точки зрения и используя их себе во благо.

Психологический тренинг «Раскрытие внутренних ресурсов». Цель — создать на психо-эмоциональном и физическом уровне состояние защищенности.

Самое защищенное состояние у человека — период пренатального развития, но с момента рождения память о нем блокируется. Трансперсональная техника «Взгляд назад» возвращает его, превращая в мощный ресурс, особенно в тяжелых психологических ситуациях.

Техника «Взгляд назад».

Руки положите перед собой на бедра так, чтобы левая ладонь лежала на ладони правой руки.

Плотно закройте глаза.

Направьте взгляд «назад», в область между пупком и почками, как у эмбриона.

Удерживайте этот взгляд и слушайте свое дыхание.

Сконцентрируйтесь на усиливающихся приятных ощущениях.

Зафиксируйте момент, когда глаза будто «падают» с лица в место концентрации.

Ощутите, что тело словно плавает, как в животике у мамы.

Останьтесь в «плавающем» состоянии на 10 минут.

Для возвращения в «норму» повращайте закрытыми глазами 9 раз по часовой стрелке.

Сбросьте все ощущения.

Результат: создание мощного защитно-оздоровительного ресурса.

Мнение эксперта
Новиков Сергей Вячеславович
Практикующий юрист с 10-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

«Хулой не возносятся» и «Ложь приводит к правде», говорит народная мудрость. А хорошо выстроенная и работающая система защиты учителя от хулы и лжи способна в принципе пресекать и блокировать подобные действия.

к содержанию ↑

Как учителю защитить себя

Учителей защищать некому. Значит, учителям надо научиться защищать себя самостоятельно. Ниже перечислены нехитрые действия, которые могут помочь учителю избежать риска быть неправомерно наказанным или уволенным.

Для работы нам понадобятся

  • желание защитить себя;
  • интеллект;
  • элементы педантичности;
  • и др.

Единственное, что гарантирует защиту наших прав как трудящихся, — это тотальная фиксация всего, что мы делаем.

Если вы хотите себя защитить от и до, и чтобы не было возможности наказать вас или сделать виноватым в том, в чем нет вашей вины, по прихоти кого-нибудь из администрации, то необходимо заставить себя выполнять следующие пункты:

1. Фиксировать весь свой рабочий день на диктофон

Да-да, на диктофон, весь свой рабочий день, включая период проведения занятий, педсоветов, перемен и т.д. Аудиозапись, сделанная без запроса разрешения от всех участников, абсолютно законна. Верховный суд РФ это подтвердил. Единственное ограничение — эти записи нельзя выкладывать в интернет, и необходимо ограничить к ним доступ третьих лиц.

Перед тем, как зайти в школу, включили запись, положили диктофонтелефон в карман, выходя из школы, — выключили. Ничего сложного.

Придя домой, скидываем аудиозапись на компьютер или на флешку. При этом рекомендую создавать папки по месяцам, а туда уже скидывать файлы по дням.

Это облегчит последующий поиск информации. А сами записи называйте «01_09_2017» и т.д.

Самой работы минут на 10. А польза от этих действий безмерна. Могут возникнуть ситуации, в которых эти записи спасут вам репутацию.

Кстати, когда возникнет спорная ситуация, не надо предоставлять всю аудиозапись, можно вырезать именно интересующий отрезок, а обсуждение новых кофточек или какой завуч плохой и т.д. оставить за кадром.

2. Завести рабочую тетрадь

Во времена моей работы на госслужбе мой начальник прямо–таки заставлял нас их заводить.

Что это за тетрадь? Это ваша тетрадь фиксации всех моментов сдачи вами требуемой документации. Листы в тетради удобнее всего разлиновать на 3 столбика.

Первый — название документа с указанием даты и номера (и чем подробнее название и характеристика документа, тем лучше). Второй — это дата получения документа другим лицом (директор, завуч, методист и т.д.).

Третий – это подпись данного лица.

Скажу сразу, что заставить себя вести данную тетрадь весьма проблематично. Более того, на вас начнут косо смотреть, ведь никто их не ведет. Но это спасет в ситуации, когда документ будет утерян, а с вас будут спрашивать так, как будто вы его и не сдавали. А подпись лица, получившего документ от вас, в данной тетради будет доказывать вашу правоту.

И поверьте, эта тетрадь спасала меня и защищала получше всех законов.

3. Оставлять документальный след

Суть та же, что и в пункте 2, но здесь немного проще. Но с другой стороны, более неуклюже.

Суть такова — когда вы отдаете документ, на втором (точно таком же документе) вы просите лицо поставить подпись, инициалы и дату получения такого документа. Сами представляете, сколько копий документов у вас накопится, так что тетрадка тут выигрывает.

Но этот способ можно применить к особо важным документам (заявление на отпуск/увольнение и т.д.).

4. Хитрость. Здесь могут быть ваши способы защиты

Когда мне особо было важно зафиксировать дату предоставления документа, а письменно подтвердить не было возможности (люди вставали в «позу» и т.д.), то я отправлял его на электронную почту (далее – почта).

Мнение эксперта
Новиков Сергей Вячеславович
Практикующий юрист с 10-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

НО! Я отправлял документ не только на личную почту завуча или директора, не просто клал в нужную папку на школьном сервере. но и отправлял на официальный электронный адрес учреждения.

Обязанность считается исполненной, когда именно должностное лицо учреждения получило документ, а не частное. Личная почта завуча — это частная почта, а почта учреждения — это почта работодателя, чьи приказы и распоряжения вы исполняете.

Отправляя документ только на личную почту, вы с юридической стороны (не с человеческой, подчеркиваю, а именно с юридической стороны) не исполняете обязанности по передаче документа должностному лицу, и, как следствие, администрация может сказать, что документ она не получила, и привлечь вас к дисциплинарной ответственности за нарушение сроков сдачи документации.

Время, затрачиваемое на выполнение этих пунктов

  • Выполнение первого пункта — до 15 минут (с учетом приготовления чая, когда сижу дома, сбрасывая аудиозапись на компьютер). Еще раз обращаю внимание, что доступ к записям третьих лиц необходимо исключить;
  • Выполнение второго пункта – около десяти минут, но может быть и дольше. Пока убедишь человека поставить свой автограф, пока внесешь записи, но если приноровиться, много времени не уйдет;
  • В случае с третьим пунктом количество времени зависит от количества и объема документов, но в любом случае времени будет затрачено больше, чем по предыдущему пункту;
  • Если уметь пользоваться электронной почтой, то потратите времени не более 10 минут в день, с учетом чая кофе по вкусу.

Если выполнять эти пункты комплексно, то количество времени на их выполнение уменьшается. У меня уходило около 20 минут. А сколько времени на свою защиту будете тратить вы?

Основной тезис, который я считаю важным, — это ТОТАЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ своей работы.

Не фиксируя свои действия, вы оставляете пространство для маневров администрации. Когда на вас нападают, вы должны бить не в бровь, а в глаз! И тогда они будут искать другой объект для внимания.

Ответьте честно себе на вопрос: ваше психическое спокойствие и здоровье стоит 20 минут в день? И не дай бог, конечно, но ваша свобода стоит 20 минут в день?

P.S. Обязательно найдутся те, кто будет говорить: это низко, мы никогда этого не делали и т.д. Я отвечу сразу — и не делайте этого. Но вы можете пожалеть о том, что не стали этого делать, если (когда) администрации по каким-то причинам понадобится, например, освободить от вас ваше рабочее место или просто сделать крайним.

Самое интересное, что низким и бесчестным это считают работники, а работодатель довольно успешно использует нечестные методы борьбы. Работодатель не считает низким подделать акт отказа от дачи объяснений по факту нарушения трудовой дисциплины. Но зато, гордый, по-человечески правый работник оказывается в поисках новой работы.

А если бы велась аудиозапись каждого рабочего дня, то достаточно было бы предоставить нужную запись в трудовую инспекцию, которая обнаружила бы, что работодатель и не предлагал написать объяснение.

Учителей защищать некому. Значит, учителям надо научиться защищать себя самостоятельно.

к содержанию ↑

Как защитить ребенка от травли со стороны учителя

Учителя старой закалки желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но так, как раньше, уже не будет. Учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи

За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет.

Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка.

В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.

Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться.

Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.

к содержанию ↑

Пассивное безразличие

Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных.

Как это может проявляться?

Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей.

В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано.

Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой.

История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле.

В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной».

Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?

На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут.

Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания.

Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс.

Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном.

Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках.

Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.

к содержанию ↑

Буква закона

Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия.

Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин).

Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.

Отдельно хочу сказать о том, что такие статьи и посты обычно сопровождаются комментариями в защиту педагогов. Мол, учителям тоже тяжело, дети их «доводят».

На этом, например, сделали акцент защитники учителя в Комсомольске-на-Амуре: второклассник, по их словам, был «невменяемый», оскорблял учителя, срывал уроки, поэтому педагог не выдержала. Мы забываем, что восьмилетний ребенок и учитель с почти полувековым стажем — силы не равные.

Если ребенок нарушает правила поведения, то именно педагоги, психологи, логопеды, неврологи должны помочь ему их преодолеть. Взрослые не могут отвечать насилием на насилие именно потому, что они взрослые, и должны показывать детям пример.

Поддерживая травлю, мы, как взрослые, подписываемся под тем, что можно жить по законам волчьей стаи, что выигрывает тот, кто сильнее.

Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись.

Мнение эксперта
Новиков Сергей Вячеславович
Практикующий юрист с 10-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются.

В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.

к содержанию ↑

Что делать, если учитель кричит и занижает оценки? Права учеников

Родители отправляют детей в школу в первую очередь за знаниями и очень часто смиренно принимают все правила, которые им навязывают, и все претензии учителей. Правильно ли это? И законно ли то, что зачастую позволяют себе учителя в адрес подопечных?

Кого могут взять на работу в школу?

В школу берут, естественно, не каждого. Однако наши представления о том, что детей может учить только человек, получивший педагогическое образование, неверны. Учителем может быть и специалист с образованием по той специальности, которую хочет преподавать.

Перед тем, как устроиться на работу, желающий работать учителем предстает перед комиссией, которая состоит из завучей и учителей. С ним проводят собеседование, могут попросить провести тестовый урок, определяют испытательный срок.

Возьмут ли учителем того, у кого есть судимость? Да, но только того, кто был осужден за мелкие преступления и правонарушения. На практике же даже им путь в школу закрыт, поэтому чаще всего те, кто учит наших детей, чисты перед законом.

Человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией по закону может работать учителем, но опять же, на практике администрация старается не допускать, чтобы в коллективе были подобные педагоги.

к содержанию ↑

Имеет ли право учитель кричать на учеников, оскорблять и подвергать любому виду насилия?

Мы привыкли к тому, что учитель достаточно волен в проявлении своих эмоций: он может наорать на ученика, стукнуть кулаком по столу, вывести шалуна за ухо из класса. Так было во времена нашего детства, так регулярно случается и в современной школе.

Но на самом деле учитель не имеет на это никакого права! Закон стоит на страже человеческого достоинства учеников, защищает их от оскорблений и любого вида насилия (физического и морального).

Что делать, если учитель не соблюдает эти требования? Жаловаться! За нарушение норм обращения с учениками к педагогу могут быть применены разные формы дисциплинарных мер, вплоть до увольнения. А если учитель оскорбил ученика в неприличной форме, то на него может быть наложен штраф (ст. 5.61 КоАП РФ).

Как поступить родителям, если ребенок жалуется на то, как ведет себя с ним учитель?

  • Сначала есть смысл попробовать решить проблему миром. Поговорите с учителем, постарайтесь понять, по какой причине он ведет себя подобным образом (и действительно ли все так плохо, как описывает ребенок).
  • Если с учителем договориться не получилось, идите на прием к директору. С собой берите заявление в двух экземплярах (один останется у вас). Директор обязан в течение 30 дней ответить в письменном виде на ваше заявление.
  • Если обращение к директору не возымело действия, обращайтесь в РОНО или УНО (в разных регионах эти организации носят различные названия).

Если же будет доказано обратное — что ученик оскорбляет учителя — нарушителя ждет дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, исключение из школы). Подростка (14-16) лет могут привлечь к гражданско-правовой ответственности (ст. 1074 ГК РФ).

Как выбрать частную школу и не ошибиться

к содержанию ↑

Кто решает, по каким критериям выставляются оценки, и можно ли оспорить несправедливые отметки?

Критерии выставления оценок определяет школа. По закону, только в двух случаях есть «внешние» требования и критерии, по которым оцениваются знания учеников:

  • итоговые оценки по итогам ОГЭ;
  • итоговые оценки за 11 класс.

Во всех остальных случаях выставление оценок — на совести учителей. Но они не могут действовать на свое усмотрение, все критерии оценки знаний и прилежания учеников зафиксированы в локальных актах школы.

Если вам кажется, что отметки вашего ребенка несправедливо занижают, нужно действовать следующим образом:

  • Первый шаг — разговор с учителем. Необходимо выслушать и другую сторону, чтобы понять, по какой причине выставляются те или иные отметки.
  • Если разговор не возымел результата или объяснениями вы недовольны — идите в администрацию школы. Перед этим ознакомьтесь с локальными актами, чтобы знать, по каким объективным критериям выставляются отметки. Если вам по-прежнему кажется, что учитель несправедлив, напишите жалобу на имя директора (в двух экземплярах, один отдадите, второй останется у вас с датой принятия к рассмотрению и подписью). Вам должны дать письменные разъяснения, почему оценка именно такова.
  • Параллельно вы можете обратиться в комиссию о урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ее должна создать школа).
  • Если директор не дал удовлетворяющих вас объяснений, можете обращаться в УНО или РОНО, другие органы управления образованием. Если ситуация не разрешается, можете обращаться в суд.

Сбор денег, дресс-код и дежурство: как нарушают права учеников

Автор статьи
Новиков Сергей Вячеславович
Практикующий юрист с 10-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.
Следующая
ДругоеНарушение статьи 99 ТК РФ: ответственность

Добавить комментарий

Adblock
detector