Оформление пенсии по инвалидности: документы и порядок

Оформление пенсии по инвалидности

Российская Федерация предоставляет населению пенсионное пособие в результате получения травм, несовместимых с нормальной жизнедеятельностью или врожденных пороков. Сумма государственной помощи, порядок оформления и перечень документов для пенсии зависят от группы, то есть от степени проблем со здоровьем, возможности человека самостоятельно обслуживать себя, трудиться. Решение по каждому инвалиду выносится на основании необходимой экспертизы, проведенной специальной медицинской комиссией (МСЭ). В органах ПФР можно уточнить, какие на сегодняшний день необходимы справки для получения пенсионных выплат. Список также предоставлен на гласном сайте фонда. Для доверенных лиц, необходимо предоставить доверенность, образец также есть на сайте ПФР.

Кому положена пенсия по инвалидности

Существует три группы инвалидности:

  • 1-ая группа – лица, не способные заботится о себе, обеспечивать самообслуживание по состоянию здоровья, нуждающиеся в постоянном уходе посторонних лиц.
  • 2-ая группа – лица с проблемами физиологического состояния средней тяжести.
  • 3-я группа – лица, способные самостоятельно обеспечивать собственную жизнедеятельность, но утратившие возможность полноценно выполнять рабочие обязательства.

Пенсия по решению самого инвалида может выплачиваться в денежном виде или в качестве компенсации за государственные, платные медицинские услуги.

Список граждан, нуждающихся в финансовой помощи по инвалидности, зафиксирован законодательными документами, нормативными актами. Размер выплат зависит от категории. Для получения помощи от государства необходимо соответствовать следующим критериям:

  • долговременное проживание на территории Российской Федерации;
  • получение согласия от экспертов МСЭ на необходимость государственных выплат;
  • пройти проверку документов и заявления в ПФР.

Пенсия инвалиду гарантирована вплоть до достижения пенсионного возраста, обозначенного государством. Регламентируются законодательно и случаи, когда гражданин РФ, имеющий определенную группу инвалидности, не имеет права получать страховую пенсию. В этой ситуации срок государственного обеспечения продлевается до момента предоставления обязательной социальной помощи (60 лет для женского населения, 65 – для мужской половины).

Документы для получения пенсии по инвалидности

Полный пакет документов для начисления ежемесячных выплат инвалидом отличается в зависимости от необходимого вида пенсии, группы, категории гражданина. Но перечень обязательных документов един и выглядит так:

  • основное заявление о необходимости предоставления пенсии;
  • паспорт с обязательной визой о регистрации на территории РФ;
  • лицам без гражданства, но проживающим в РФ постоянно, необходим переведенный заверенный паспорт с видом на жительство.
  •  СНИЛС (индивидуальный страховой лицевой счет);
  • трудовая книжка (как альтернатива – имеющиеся на руках трудовые договоры);
  • книжка колхозника (если таковая имеется);
  • военный билет (если таковой имеется);
  • заключение МСЭ с указанием установленной группы инвалидности.

Специалисты ПФР также могут затребовать следующие сведения:

  • Справка  о составе семьи;
  • справку о доходах;
  • документ о смене паспортных данных;
  • справка, фиксирующая опекунство инвалида над несовершеннолетним лицом;
  • документы от работодателей, уточняющие должностные обязанности;

Данный пакет не является отправной точкой для получения пенсионных выплат. Для каждой группы существуют собственные нормативные документы.

Документы для оформления пенсии ребенку инвалиду

Детям, имеющим проблемы со здоровьем не совместимые с нормальной жизнедеятельностью, назначается категория «ребенок-инвалид». Оформлять пенсию на данного гражданина необходимо родителям, опекунам. Для оформления пенсии на ребенка от его законных представителей необходимы следующие документы:

  • заявление от родителей, опекуна, органов опеки;
  • паспорт родителя, опекуна (лица ,представляющего его интересы);
  • СНИЛС представителя ребенка;
  • свидетельство о рождении;
  • заключение экспертной комиссии, медицинские рекомендации, показания к реабилитационным действиям;
  • при необходимости документы, свидетельствующие об изменении фамилии, имени или отчества.

О том, как получить свидетельство о рождении ребенка, вы сможете узнать из данной статьи.

Документы должны быть рассмотрены в срок до 10 календарных дней. При несоответствии пакета документа срок переносится до полной подготовки документации.

Что влияет на размер пенсии по инвалидности

Документы для назначения пенсии по инвалидности

Для начисления страховой пенсии необходимы  минимальный трудовой стаж (от 1-ого дня) и наличие экспертизы МСЭ с уточнением, к какой группе инвалидности относится человек. Экспертиза установит группу и необходимый уровень поддержки на государственном уровне. Она руководствуется положение ФЗ от 24.11.95 под номером 181.

Список граждан, способных претендовать на два вида пенсий сразу, регламентирован законом:

  • участники ВОВ (подпункты от «а» до «ж», а также «и» пункта 1 ст.2 ФЗ 5 от 12.01.95);
  • граждане, получившие инвалидности в результате участия в военных действиях;
  • жители блокадного Ленинграда.

Кроме этого право на государственную помощь в денежном формате есть у ближайших родственников (вдовы, родители) лиц, пострадавших во время срочной службы в армии, что повлекло за собой гибель гражданина. Отдельной категорией граждан, имеющих возможность получить государственную поддержку, являются недееспособные члены семей участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

На решение МСЭ, размер страховых выплат не может влиять стаж работы, время получения инвалидности, а также события повлекшие инвалидность.

Пенсия по инвалидности начисляется только после освидетельствования назначенной медицинской комиссии, поэтому подготовку необходимой документации необходимо начать именно с экспертизы. С полученными результатами гражданин отправляется в отдел ПФР по месту жительства, где пишет соответствующее заявление на необходимость получения пособий. Если нет возможности подтвердить место прописки, то необходимо обращаться в отделение по месту фактического пребывания.

Существует возможность подачи заявления в местный МФЦ, если между центром и ПФР составлено действующее на момент обращения соглашение. В случае когда само лицо, претендующее на пенсию по инвалидности, по каким-либо причинам не способно обратится в ПФР самостоятельно, решать все вопросы может доверенное лицо на основании подтвержденной нотариусом доверенности. Ее можно предоставить лично, отправить по почте или прикрепить к документам в ЛК на сайте ПФР.

Заявление гражданина будет рассмотрено в течение 10 дней, при соблюдении всех правил заполнения документов. Обратиться в ПФР не зависит от срока давности получения травмы, повлекшей инвалидность, но стоит это сделать в течение года после прохождения МСЭ, иначе пенсия будет начислена не с момента получения результатов экспертной группы, а со дня первого официального обращение в подразделение ПФР с заявлением. В отделе гражданам пояснят, какой документ подтверждает пенсию по инвалидности.

Проверка и подтверждение группы инвалидности происходит со следующей частотой:

  • для 1-ой — раз в 2 года;
  • для 2-ой — раз за год;
  • для 3-ей — раз за год;
  • для ребенка-инвалида 1 раз за период, на который устанавливается инвалидность.

Важно! Если инвалидность установлена без определенного срока, то переосвидетельствование происходит по инициативе самого заинтересованного в проверке инвалида (доверенного лица, опекуна) или по направлению медицинского учреждения при существенных изменениях здоровья.

Процедура переосвидетельствования проводится не ранее, чем за 2 месяца до окончания установленного срока. Если требуется по каким-либо причинам провести МСЭ раньше, необходимо предоставить на рассмотрение в ПФР заявление либо направление из медицинского учреждения.

При оформлении пенсии по инвалидности стоит также посетить региональный отдел соцзащиты, где предоставят информацию по возможным дополнительным выплатам. На время установленного срока инвалидности важно выполнять рекомендации экспертной медицинской комиссии, проходить назначенный реабилитационный курс. От этого в дальнейшем будет зависеть процесс переосвидетельствования. Нацеленное неисполнение вышеуказанного может быть рассмотрено как отказ от лечения и повлечь необходимость дополнительного освидетельствования необходимости пенсии по одной из групп.

Дополнительную информацию о том, как оформить получение пенсии по инвалидности, вы можете узнать из данного видео:

Далее:

Ошибка! Не все поля заполнены.