Содержание
Договором найма жилой недвижимости (квартиры или одиночного дома) принято считать специальный документ, в котором подтверждается разрешение владельца на пользование помещения недвижимости иному лицу за установленную и оговоренную заранее оплату с определенным временным периодом и определенными условиями и требованиями. Засвидетельствование у нотариуса значимой бумаги по сдаче в аренду между физическими лицами не предусмотрено. На законодательном уровне не является важным иметь единую форму для заполнения договора на пользование жилой площадью. Необходимо учесть, что при обоюдном желании арендодателя и арендатора заверение имеет право быть.
При сдаче помещения в аренду с мебелью или же без нее на сутки, на месяц или на более длительный срок стоит необходимость в заключении договора. Такая формальность страхует все полномочия участников соглашения. Простой пример, арендодатель защищен от порчи или кражи своего имущества, а арендатор обезопасен от повышения оплаты за жилье или от выселения без объяснения на то причин.
Важно! Значимость оформления сделки в письменном виде дает обеим сторонам исключить возможные конфликтные ситуации.
Документы по съему жилья делятся на два основных вида:
- «Короткие», которые заключаются на срок до двенадцати месяцев. Практика показывает, что обычно в силу вступают договора на съем на одиннадцать месяцев. Он не требует регистрации и не облагается налогами.
- На период от года. Оформление документации на законодательном уровне Российской Федерации предусматривает обязательную регистрацию (руководствуясь пунктом 2 статьи 651 ГК РФ) и уплату собственником налогов.
Типовой образец документа за 2018 год должен включать следующие основные пункты: предмет договора, ответственность сторон, платежи, сроки действия договора. Заполнение происходит в двух экземплярах, один из которых остается у собственника, а второй передается квартиросъемщику. Если сделка происходит через посредника или стороны приняли решение нотариально ее оформить, то составляется три образца и последний направляется доверенному лицу.
Как составить договор аренды квартиры
Гражданское право предполагает ряд важных условий договора. Однако если они в полной мере не выражены, то сделку можно считать недействительной. Текст должен отражать в обязательном порядке следующие пункты:
- данные заключающих;
- предмет обсуждения;
- размер взимаемой платы (этот пункт можно не указывать, но в таком случае документ на аренду переквалифицируется в договор о бесплатном пользовании жилья).
Как заключить договор, какие аспекты нужно осветить, чтобы ничего не упустить и застраховаться от неприятных последствий? Для начала необходимо выделить разделы:
- Преамбула. Эта часть состоит из:
- наименование бумаги – «Договор найма жилого помещения»;
- указания места и даты заключения сделки;
- фамилия, имя, отчество обеих сторон, и сокращения, которые будут использоваться дальше по тексту.
- Реквизиты арендодателя и арендатора (приложение копий желательно):
- номер и серия паспорта;
- кем, где и когда выдан документ удостоверяющий личность;
- место и дата рождения;
- адрес регистрации.
- Предмет договора. Обычно здесь подробно расписывается жилое помещение, которое сдается в аренду. Полнота информации играет существенную роль;
- адрес съемной квартиры;
- жилая и нежилая площадь;
- номер по кадастру;
- этажность;
- количество комнат;
- наличие имущества в арендуемом месте (бытовая техника, мебель), в каком состоянии оно пребывает на момент как заключения договора, так и передачи ключей.
- Расчеты и платежи. Прописывается следующая информация:
- взимаемая сумма оплаты за одну единицу времени (чаще всего за один день или один месяц);
- сроки выплат (не позднее уговоренного числа);
- способ расчета: наличный расчет или перевод на банковскую карту;
- сумма залога;
- коммунальные платежи.
- Обязанности и права. Предусматриваются все должные положения:
- арендодатель предоставляет квартиру, которая пригодна для существования (если же находятся недостатки, которые не были замечены ранее, то жилец имеет полное право потребовать компенсацию у собственника в виде возврата суммы за устранение какой-либо поломки или удержания суммы из стоимости аренды);
- арендатор обязуется вовремя производить платежи и гарантирует сохранность имущества при проживании.
- Ответственность сторон:
- собственник передает помещение в пользование;
- жилец отвечает за своевременную оплату, за сохранность, за нарушения и порчу.
- Прекращение действия документа, внесение корректировки, разрешение конфликтов.
- Срок действия подписываемой бумаги. В случае если этот раздел не прописывается при заключении договора, то руководствуясь статьей 683 Гражданского Кодекса Российской Федерации, временной промежуток автоматически определен на пять лет.
- Дополнительные условия на усмотрение участников. Здесь можно указать любые ограничения на использование квартиры, например, курение, содержание животных или проживание детей. Фиксирование показателей счетчиков электроэнергии, газа, горячей и холодной воды можно осуществить в этой графе.
- Подписи.
Внимание! Рекомендовано указывать помимо адреса регистрации еще адрес проживания и контактные телефоны сторон. Описывая имущество, необходимо детально указывать все имеющиеся нюансы, например, не функционирующая дверная ручка в ванной комнате или оторванный кусок обоев в правом верхнем углу большой комнаты. При составлении пункта об ответственности желательно прописать и штрафные санкции за несоблюдение договоренностей.
Оформить бланк можно как через юридическую компанию, так и самостоятельно. Можно скачать любой уже существующий экземпляр на просторах интернета. Однако рекомендуется составлять бумагу самим, чтобы прописать все необходимые для себя положения и обезопасить тем самым свое имущество.
В главе 34 Гражданского Кодекса Российской Федерации можно получить всю необходимую юридическую информацию об аренде помещений и тонкостях процесса, изучив статьи 606-625 ГК РФ.
О том, как составить договор купли-продажи квартиры, вы можете узнать из нашей статьи.
Необходимые документы для аренды квартиры
Для того чтобы не возникало вопросов в процессе оформления, что перед жильцом настоящий собственник, а не мошенник, что квартира не является залогом или находится в стадии перепродажи, будущему квартиросъемщику при аренде стоит проверить достоверность информации о правах владения.
Какие бумаги нужно подготовить арендодателю при съеме жилого помещения, чтобы заключить договор:
- Документ, который содержит подтверждающую информацию о праве собственности на квартиру.
- Технический паспорт на объект недвижимости.
- При себе должно быть заявление от владельца жилого помещения и подписи всех прописанных членов имеющих возраст старше 18 лет, а также надо проверить разрешение от других граждан, которые имеют права пользования квадратными метрами дома.
- Домовая книга, если такая в наличии имеется. Её нужно передавать в случае аренды одноквартирного блокированного жилого дома.
В случае принятия решения регистрации сделки для съема в местных органах, стоит учесть, что эти документы фиксируются в реестре в течение двое суток. К перечисленному перечню нужно приложить необходимые бумаги – паспорт и копию заинтересованного лица, договор на оказание услуг пользования жильем. Арендатору при себе достаточно иметь документ, удостоверяющий личность и составленный договор на оказание услуг от собственника.
Если арендуемый срок составляет больше года, то необходимостью становится уплата налогов хозяином. Налогоплательщик обязан предоставить в специализированную службу:
- паспорт;
- ксерокопию всех экземпляров договора найма;
- копию технического паспорта на частную собственность;
- выписка из жилищно-эксплуатационной службы о зарегистрированных лицах на данной площади;
- разрешение всех проживающих членов семьи, если органами требуется данное согласие.
Не соблюдение государственных условий расценивается как нарушение закона, от чего могут быть наложены штрафы, что описывают статьи 171 и 198 Уголовного Кодекса РФ, а также пункт 1 статья 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дополнительное соглашение к договору аренды квартиры
Целью заключения дополнительного соглашения является внесение корректировки или изменения условий в документе о съеме, продление или расторжение оговоренных действий. Соглашение имеет юридическую силу и не предусматривает особых требований к содержанию и оформлению измененных правоотношений. Благодаря этому шагу появляется возможность вносить следующие изменения:
- Действующие сроки (можно продлить или прекратить).
- Состав участников (замена одной из сторон).
- Арендуемая площадь.
- Права, обязанности и/или ответственность.
- Размер и условия оплаты (повышение или снижение).
- Иные положения, которые по инициативе участников должны быть описаны.
В связи с этим необходимыми разделами станут:
- сведения участников, которые присутствуют в основном договоре (если корректировка происходит в этом пункте, то сноской уточняется новый состав);
- номер арендного документа, дата и место совершения сделки;
- вносимые изменения.
Важно! В случае оформления дополнительного соглашения о расторжении договоренностей раньше срока, нужно приложить акт приема-передачи квартиры, который будет подписан как арендодателем, так и арендатором.
Дополнительную информацию о том, как оформить договор аренды квартиры, вы можете узнать из следующего видео: